Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Жаль аэроэкспресс: отказываемся не только от удобства, но и от престижа

14707
Алексей Лепорк
15 февраля 2019, 06:28

Так ли ущербны долгосрочные планы, а заодно и видение на перспективу? Или без них нормальное развитие города невозможно?

Как это ни забавно, но в планах КПСС построить коммунизм за 25 лет была неудержимая действенная сила. На четверть века вперед смотрели, и это криво, но работало. Все мы знаем, что любой начальник, только приступающий к работе, психологически силен, когда начинает говорить о результате в перспективе, люди поддаются уверенности в достижимости цели. Посмеиваются, но включаются. Каким бы иллюзорным ни казался далекий результат. Все ли верили в Мариинку–2 в процессе долгой стройки или в стадион? Но ведь стоят же. Не без проблем, конечно, но путь пройден.

Наверное, многим хочется понять не только логику действий нашей новой городской администрации, но и направление движения. Пока это удается с трудом. И больше всего пока не хватает долгосрочной уверенности и спокойствия. Решения принимаются, отменяются, мотивы не всегда просматриваются. Что происходит со строительством метро, боюсь, никто внятно объяснить не сможет. Еще более странным показалось решение отменить строительство аэроэкспресса в Пулково. Пятнадцать лет разных толчков в этом направлении и попыток разработать этот путь закончились ничем. Совсем ничем. Кажется, нам остается уповать на настойчивость каких–нибудь спортивных федераций при организации грядущих чемпионатов. И главное, чтобы они автобусом не удовлетворились.

Ситуация и вправду дурная. Новый аэропорт построили еще в 2013 (!!!) году. Еще до его строительства пытались придумать, как туда добираться. И тихому ежику понятно, что автобус дешевле всего. Но столь же ясно было и то, что в пятимиллионном городе достижимость аэропорта должна быть более стремительной и надежной. И это вопрос как удобства, так и самого банального престижа. Что это мы за город, если добраться до аэропорта можно только либо на автобусе, либо на такси. Первое — слегка деревенский вариант, второе — чересчур недемократичный для такого объекта массового туризма, как аэропорт.

Все прошлое лето мы умилялись тысячам футбольных болельщиков из самых далеких стран. Оказалось, что такие азартные туристы могут придать городу неизмеримо больше обаяния, чем сотни автобусов с организованными группами или тысячами наших дальневосточных друзей. Туристы из Латинской Америки или Африки не относились к разряду самых преуспевающих, а потому они были везде: в метро, в супермаркете, в простом баре — там, где и мы.

Нам постоянно говорят о развитии туристической привлекательности города. Но настоящей она будет именно тогда, когда большая часть туристов станет неорганизованным сегментом, а не группами на полном рационе. И быстрая связь аэропорта с городом тут неизбежно нужна.

С другой же стороны, все вроде бы уповают на рост доходов нашего населения, а потому — с российской тягой к южным отпускам — аэропорт опять же необходим. Мы же хотим общества с максимально широкой градацией приличных доходов, так за чем же дело стало?

А стало оно за тем, что никто из градоначальников не мог решиться на долгосрочный, но ясно определенный в смысле временных рамок план работы. Аэропорт надо связать с городом, лучший вариант — метро, и это ясно всем. Будь то наземная часть, соединенная с привычно подземной, будь то полностью подземная.

Пятнадцать лет шатаний в разные стороны — худшее, что можно придумать. За это время была продана и застроена масса территорий, по которым могли пройти наземные пути. Но и город радикально приблизился к Пулково. Метро столь же очевидно необходимо на отрезке Московского проспекта на участке за площадью Победы и в районе новых торговых центров, сколь и в самом аэропорту.

Но планы метро — как мы знаем — меняются на глазах. Их лихо перетасовывают, но каковы приоритеты? То, что метро доведут до Шушар, очень хорошо. А до Горного института никак иначе разве не добраться? Ладно, ту ветку строят и, бог даст, достроят. Но в перспективе–то куда и как?

Приплюсуйте к этому разговоры о приоритетности городского общественного транспорта над личным.

Но много ли многоэтажных паркингов появилось в центре города и где все эти перехваты?

И потому вопрос прежний и главный — в чем приоритет и какой город мы развиваем?

Алексей Лепорк, обозреватель