Убрали конкурентов. Фигуранты "снежного картеля" пожаловались на нехватку финансирования

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

В Петербурге стартовало разбирательство по делу о сговоре на торгах по уборке дорог. Фигуранты "снежного картеля" заявили, что не ограничивали конкуренцию, поскольку конкурентов у них нет. Подозрительное поведение на аукционах они объяснили сложным финансовым положением — если цену контракта понизить более чем на 0,5%, им будет грозить банкротство.

Участники так называемого "снежного картеля" на 8,3 млрд рублей ответили на претензии Управления федеральной антимонопольной службы по Петербургу. Предприятия, которым достались контракты на содержание дорог в 2019 году, отрицают обвинения в сговоре.
В ГУДП "Центр", ОАО "Коломяжское", АО "Автопарк №7 Спецтранс", ГУДП "Путь", ОАО "Автодор СПб" и ГУДСП "Курортное" пояснили, что они снижают цену контрактов на минимальный уровень, чтобы не работать в убыток. В последние годы компании находятся на грани рентабельности из-за нехватки средств, выделяемых Смольным на уборку улиц, пожаловались в руководстве предприятий.
По словам представителей ГУДП "Центр", с 2012 года уровень ассигнований из городского бюджета на уборку дорог почти не меняется. Например, 7 лет назад на Центральный район Смольный выделил 721 млн рублей, на 2019 год — 730 млн рублей. С учетом инфляции и роста затрат на расходные материалы работать в прибыль становится невозможно.
"Поэтому мы сами определяем минимальный порог снижения на торгах на уровне 0,5%. Это необходимо, чтобы не допустить убытков и банкротства. Снизить цену еще больше мы не могли", — заявили в организации. Там также добавили, что конкурентов на рынке у них нет и вряд ли они появятся в ближайшие 10-20 лет.
В ОАО "Коломяжское" привели аналогичные доводы. "Мы принадлежим городу, на предприятии числится 300 единиц техники. Если и привлекаем кого-то к дополнительным работам, то на конкурсной основе и только малый бизнес. Участвуем в торгах по Приморскому, Выборгскому и Калининскому районам, по всему северу. 70% нашего дохода — контракты с комитетом по благоустройству, мы не можем от них отказаться", — отметили в компании.
Частный "Автопарк №7 Спецтранс" тоже большую часть дохода получает от контрактов с комитетом по благоустройству. Эта статья занимает около 90% в бюджете предприятия. Иногда, как было в суперснежном январе и феврале, компании привлекают на субподряд дополнительную помощь.

Убыточный путь

"У нас 80% дохода поступает от комитета по благоустройству. В автопарке 380 единиц техники, в штате — 700 человек. Последний контракт на 2019 год у нас тоже заключен на уровне 2012-2013 года. Последний год работали с убытком", — солидарны с коллегами в ГУДП "Путь".
"Автодор СПб" и ГУДСП "Курортное", как и другие городские предприятия, в последние годы ушли в минус. Однако в УФАС подчеркивают, что финансовое положение компаний и размер ассигнований уборочных работ какого-либо существенного влияния на дело о сговоре не оказывают.
"У нас нет цели ликвидировать ваши компании. Развивайтесь, пожалуйста. Но если вы говорите, что снижать цену выше минимального уровня невозможно по финансовым причинам, будьте готовы предоставить соответствующие расчеты", — сказал замглавы УФАС Вячеслав Тукаев.
Антимонопольщики, по словам Тукаева, не будут оценивать вопрос начальной цены контракта, хотя он и допускает, что она была завышена.
"Вопрос в том, что город теряет деньги, когда компании между собой не конкурируют и идет минимальное снижение. Цену контракта можно было и больше понизить, если станет больше участников торгов", — говорит Тукаев.
В УФАС также отмечают, что доводы о полном отсутствии конкурентов не подтверждаются, поскольку сами предприятия все же нанимают по субподряду другие, более мелкие организации. В этом плане властям Петербурга, возможно, следовало бы пересмотреть подход к схеме уборки. Если ГУДП "Центр" не справляется с уборкой, охватывая 45% города, то, вполне вероятно, есть смысл поделить эту часть рынка между более успешными организациями, полагают в антимонопольном ведомстве.
Принимать сегодня решение о сговоре в УФАС пока не стали, чтобы детально разобраться в ситуации. Следующее заседание пройдет в марте.

Гневные посты

Петербургские антимонопольщики завели дело о "снежном картеле" 14 января, в самый разгар метели. В сговоре заподозрили СПб ГУДП "Центр", ОАО "Коломяжское", АО "Автопарк №7 Спецтранс", СПб ГУДП "Путь", ОАО "Автодор СПб", ГУДСП "Курортное". Общая сумма торгов, в которых участвовали эти предприятия, составила 8,3 млрд рублей.
Сомнительные закупки были связаны с уборкой улиц. Внимание УФАС к этим тратам возникло из-за критики, которую жители Петербурга высказывали в адрес дорожников и коммунальщиков. Источником гневных отзывов стали социальные сети.
При проверке торгов в ведомстве выяснили, что в ходе 13 аукционов снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5%, а организации, подозреваемые в сговоре, подавали идентичные ценовые предложения, с точностью до копеек.
К примеру, на торгах по содержанию дорог Фрунзенского района начальная цена была установлена на отметке 477,8 млн рублей. ГУДП "Центр" и ОАО "Коломяжское" предложили одинаковую цену — 475 млн 358 тыс. 211 рублей 53 копейки. Победителем было выбрано ГУДП "Центр". В Приморском районе ситуация с этими же предприятиями повторилась, однако из двух конкурентов контракт на 689,5 млн рублей достался уже ОАО "Коломяжское".