Почему в компании Biocad так любят порядок

Офис Biocad
Автор фото: Валентин Беликов
Офис Biocad
Автор фото: Валентин Беликов

"ДП" сходил в гости в петербургский офис компании Biocad на Итальянской улице. Мы были приятно удивлены изумительно чистыми столами сотрудников и влюбились в Бориса и моноклональное антитело — так зовут корпоративных персонажей компании.

Biocad — одна из крупнейших международных инновационных биотехнологических компаний в России, объединившая научно-исследовательские центры мирового уровня, современное фармацевтическое и биотехнологическое производство, доклинические и клинические исследования. Всего в компании работает больше 2 тыс. сотрудников, почти 40% из которых задействованы в разработке препаратов и исследованиях.
Автор: Валентин Беликов
Автор: Валентин Беликов
Мы посетили штаб-квартиру компании в историческом здании Петербурга на Итальянской улице — в бизнес-центре "Пассаж". Сотрудники — около 400 человек — расположились на семи этажах. Общая площадь офиса составляет 3,4 тыс. м2.
Автор: Валентин Беликов
Автор: Валентин Беликов
В головном офисе работают специалисты по HR, GR, продвижению, регистрации лекарственных средств, финансам, вычислительной биологии. Топ-5 самых распространенных профессий здесь — биоинформатики, IT-специалисты, маркетологи, медицинские советники и юристы. Офис компании занимает разные пространства на семи этажах. Расположение сотрудников определяется частотой связей между представителями департаментов: те, кому нужно часто взаимодействовать по проектам, сидят по соседству. Еще один этаж - сейчас там идет ремонт: будет выполнять функцию приемной, предназначенной для организации общественных мероприятий и встреч с почетными гостями и партнерами компании.
BIOCAD разрабатывает и производит препараты для лечения онкологических, аутоиммунных и инфекционных заболеваний. В портфеле компании более 50 зарегистрированных лекарственных препаратов от сложнейших заболеваний. Еще около 40 находятся сейчас на разной стадии разработки. В 2018 выручка компании составила 21,7 млрд рублей.
Автор: ВалентинБеликов
Автор: ВалентинБеликов
В BIOCAD заботятся об окружающей среде. В офисах установлены пункты сбора использованной бумаги и батареек.
Офисные пространства носят названия городов присутствия компании: "Москва", "Петербург", "Сан-Паулу", "Каир", "Томск" и т. д. С одной стороны, это упрощает навигацию по офису, с другой стороны, рождает забавные разговоры. Пример типичного разговора в офисе на Итальянской:
— Ты где? Я в "Москве"!
— А я в "Каире", давай встретимся через полчаса в "Сан-Паулу"?
Автор: Валентин Беликов
Автор: Валентин Беликов
В каждом подразделении свой микроклимат: где-то принято обсуждать вопросы вслух, а где-то царит полная тишина. Например, в Департаменте вычислительной биологии нельзя громко говорить — разговоры отвлекают сотрудников от работы и мешают состоянию «потока». Мораторий на шум чтут настолько, что чтобы не беспокоить соседей, сотрудники предпочитают писать сообщения в корпоративный мессенджер или почту. Как и во всех IT-компаниях, здесь создают комфортные условия для работы: доски для мозговых штурмов, места для отдыха, зоны для уединенной работы в креслах-мешках.
Мы насчитали семь переговорных комнат. Они носят названия рек, которые есть в странах присутствия компании. Так, одна называется "Аурайоки" — это река в Финляндии. Другая носит название "Хуанпу" — эта река течет в Китае.
Компания поддерживает клуб по регби-7 "Нарвская застава"— в его честь даже названа одна из переговорок. "Регби — спорт настоящих мужчин, формирующий стойкость характера и целеустремленность, важные и в командных играх, и в бизнесе. Команда шла к профессиональным высотам с нуля — почти так же, как стартовала когда-то компания BIOCAD. Поэтому одна из переговорок названа в честь нее", — поясняют в компании.
В офисе на Итальянской работает около 400 сотрудников (кстати, 67% из них — женщины). Компания активно работает с молодежью, привлекая молодых специалистов и стажеров, поэтому коллектив молодой, средний возраст сотрудников офиса — 30 лет. За последние 4 года около 30% стажеров, проходивших практику в BIOCAD, остались работать в компании. Сейчас стажировку проходят 57 студентов вузов и молодых специалистов. Самые востребованные департаменты — химический департамент, лаборатория аналитических методов, отдел жидких лекарственных форм и департамент вычислительной биологии.
Автор: Валентин Беликов
Автор: Валентин Беликов
На каждом этаже в компании есть кухни, по офису «разбросано» семь кофе-поинтов со всем необходимым. В год сотрудники BIOCAD на Итальянской съедают 600 лимонов, 480 кг печенья, 192 кг сушек. А выпивают 480 кг какао и 864 кг кофе. Но больше всего, конечно, сотрудники BIOCAD выпивают чая: черного — 600 кг в неделю и зеленого — 500 кг в неделю. Каждую среду в офисе проходит "Фрутодень". По статистике, за каждый фруктовый день съедается 50 кг разных фруктов.
Недалеко от одной из кухонь мы обнаружили корпоративную библиотеку, где сотрудники компании могут полистать понравившуюся книгу в удобных креслах или взять ее домой. Любителей электронных книг тоже не обошли вниманием. Они могут скачать понравившуюся на свой планшет или телефон из специально собранной профессиональной онлайн библиотеки компании.
Несмотря на то, что работодатель поддерживает команду по регби, сотрудники BIOCAD увлекаются и другими видами спорта. Компании близки командные активности. В BIOCAD есть сборная по футболу и воллейболу, также сотрудники регулярно ездят на «Гонку героев», а юридический департамент командно участвует в забеге Legal run. В рамках wellness-программы и заботы о здоровье сотрудников в компании еженедельно проходят занятия йогой в рамках — BIOYOGA. Кстати, изначально инициатором активности стал один из сотрудников компании.
Борис и моноклональное антитело/
Автор: Валентин Беликов
Борис и моноклональное антитело/
Автор: Валентин Беликов
В BIOCAD есть свои маскоты — Борис и его подруга Моноклональное антитело. Это персонажи, которых придумал один из сотрудников BIOCAD для того, чтобы рассказать своему ребенку о том, где работает его папа. Образ первого Бориса он придумал сам — сшил куклу для ребенка, а затем — на радость коллегам — принес его в офис. Со временем Борис стал частью команды: он принимает активное участие в работе компании — например, при создании этического кодекса — в качестве главного героя ситуаций, которые затрагивает документ. Так как компания придерживается неформального стиля общения, Борис часто присутствует во внутренней коммуникации и «отдыхает» с сотрудниками на корпоративных мероприятиях.
Автор: Валентин Беликов
Автор: Валентин Беликов
Эта фотография — отличный пример концепции, которой придерживаются в офисе. Перед нами, например, три уютных рабочих места. Сюда может прийти поработать любой сотрудник: все необходимое уже на месте, а ничего лишнего нет.
В компании действует система мотивации сотрудников, которым удалось выйти за рамки своих функциональных обязанностей и проявить инновационность при решении рабочих задач. Так, ежеквартально лучшие сотрудники номинируются на звание "Главной молекулы". Победители определяются в ходе открытого голосования среди всех сотрудников компании на корпоративном портале. Победители получают сертификат на обучение и торжественное мероприятие с участием вице-президентов компании. Также ежегодно в компании выбираются лучшие сотрудники, команды и проекты. Сотрудники, обеспечившие прорывные результаты в повышении эффективности или качественном изменении процессов и пространства возможностей компании, торжественно награждаются кубком в форме молекулы ДНК и ценным призом — например, сертификатом на образовательную поездку. Список лауреатов до последнего держится в тайне и оглашается лишь на новогоднем праздновании.
Автор: Biocad
Автор: Biocad
За участие в инициативах и проектах компании, в день рождения или первый день работы, за помощь коллегам можно получить благодарность от коллеги — "пряник".
"Пряники" дарят друг другу в благодарность за помощь или совместную работу. Сотрудники, получившие пряники от коллег, могут тратить их на активности, развлечения и товары из "Пряничной лавки". Это полноценный интернет-магазин, где можно приобрести вещи с корпоративной символикой, "купить" возможность уйти с работы раньше, отдохнуть в загородном отеле и даже получить интервью о себе в корпоративном журнале. Можно направить "пряники" на благотворительность — посадку деревьев или перечисление средств в партнерский благотворительный фонд.
Просим рассказать нам про "пряники" Татьяну Тангишеву, руководителя отдела развития персонала и корпоративной культуры. "У многих компаний есть внутренняя валюта "пряники", не мы их придумали и не мы придумали их так называть, это не новость и не редкость, — поясняет она. — Мы ввели "пряники", потому что мы все работаем в Agile. Один из ключевых принципов Agile-манифеста: «Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов». Результаты, ожидания и сами рабочие процессы постоянно меняются. В такой ситуации очень важно уметь договариваться. Чтобы договариваться, нужно развивать обратную связь и умение благодарить коллег. Чем чаще я говорю спасибо человеку, тем проще мне договориться с ним. "Пряники" — способ сказать "спасибо". Я не могу просто подарить "пряник", я обязательно должна написать за что. У нас это очень популярная история, завязанная на корпоративные ценности компании".
Спасибо часто говорят и самой Татьяне. Недавно на "пряники" она приобрела в "Пряничной лавке" подушку для перелетов. "Мы недавно летали всей семьей на Ямайку, и подушка была, конечно, просто бесценна: очень удобная, просто фантастическая", — делится Татьяна Тангишева.
Одна из корпоративных ценностей BIOCAD — самообразование. Помимо тренингов и развивающих мероприятий в офисе часто проходят круглые столы и дискуссионные клубы. На таких встречах сотрудники компании могут не только поделиться знаниями, которые они получили на профильных конференциях, но и обсудить такие важные проблемы, как баланс работы и личной жизни или особенности межкультурной коммуникации. Также в рамках проекта BIOCAD Guests Club компания организует для сотрудников лекции специалистов из совершенно разных отраслей: от ведущих онкологов и ученых с мировым именем, до специалистов по стилю и деятелей искусства. Гостями компании были четыре нобелевских лауреата – Джеймс Уотсон, Аарон Чехановер, Жорес Алфёров, Арье Варшель, знаменитые ученые и просветители - Татьяна Черниговская, Андрей Курпатов, Наталья Бехтерева, Митио Каку.
Эта фотография — отличная иллюстрация концепции, которой придерживаются в компании — смарт-офиса. Сотрудники BIOCAD часто путешествуют между офисами, и в каждом из них важно найти рабочее место. В компании придерживаются принципа 5S. Это японская система организации рабочего пространства, которую характеризуют пять принципов: сортировка (нужное — ненужное), соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация (правила и нормы), совершенствование. 5S помогает поддерживать в офисе чистоту и порядок, что позволяет сотрудникам из других офисов занять пустующее рабочее место и работать за ним.
Ежемесячно в офисе проводится "патруль" по соблюдению 5S. Места с беспорядком отмечаются сигнальными стикерами, отличники поощряются и награждаются корпоративными бонусами. Мы специально сфотографировали для вас стол одного из сотрудников.
аким знаком отличия награждают самые чистые рабочие места.
Автор: Валентин Беликов
аким знаком отличия награждают самые чистые рабочие места.
Автор: Валентин Беликов
Этот "знак одобрения" получила Ксения Рабинович. Она пришла в компанию на позицию PR-менеджера в сентябре 2018 года. Сейчас вместе с ней в департаменте корпоративного маркетинга работают 20 человек. "Первый день работы, он же день обучения, проходит в офисе компании в Стрельне. В этот день новым сотрудникам демонстрируют научные лаборатории и рассказывают о препаратах, которыми занимается компания. Там же новичкам рассказывают, как принято «жить» и работать в компании, взаимодействовать в командах, объясняют основные ценности и этические принципы компании, учат пользоваться внутренними программами, например нашим task-менеджером REPKA", — рассказывает Ксения. Название приложения - это акроним Request Plan Kanban (REPKA), которое разработали специалисты BIOCAD для продуктивной работы. Программой пользуются все в компании: и маркетологи, и научные сотрудники, и офис-менеджеры
Ксения Рабинович, продуктовый PR-менеджер.
Автор: Валентин Беликов
Ксения Рабинович, продуктовый PR-менеджер.
Автор: Валентин Беликов
"Меня всегда пугало, что в больших корпорациях все очень жестко и ты винтик в системе. В BIOCAD не так. Самое ценное здесь — это люди. Я пришла из IT — ранее не работала ни с медициной, ни с биотехнологией. Но благодаря коллегам переключиться было не так сложно. В BIOCAD тоже царит атмосфера стартапа — компания делает классные инновационные продукты из разных сфер. И это мотивирует быстрее включаться в работу и быть частью большой команды", — говорит Ксения.
Своими коллегами восхищается и Татьяна Тангишева: «Это невероятно умные люди. Они и в свободное от работы время развивают свою голову. Я довольно много работала в самых разных компаниях, но BIOCAD — это самая умная компания, которая мне встречалась. Так что это, конечно, уникальный опыт", - говорит она.
Дружелюбное общение в офисе нередко переходит в совместный досуг после работы. Вечером того дня, когда мы были в гостях у BIOCAD, Ксения с коллегами отправились в театр на балет Сергея Полунина. А в начале недели сотрудники event-отдела вместе играли в интеллектуальный квиз "Мозгобойня". Кто-то ходит друг в другу гости, играет в ЧГК, настольные игры, посещает Science Slam. Двое сотрудников департамента информационных систем и операционного менеджмента поют и играют на гитаре. Периодически они зовут коллег из офиса на душевные квартирники, которые проходят в "Голицын Холле".
Татьяна Тангишева, руководитель отдела развития персонала и корпоративной культуры.
Автор: Валентин Беликов
Татьяна Тангишева, руководитель отдела развития персонала и корпоративной культуры.
Автор: Валентин Беликов
Татьяна Тангишева работает в компании два года. В ее подчинении восемь человек, но собственного рабочего стола у нее нет. "Я работаю в нескольких командах. Когда у меня задачи, связанные с HR-командой, я сижу с ними. Когда я решаю задачи, связанные с корпоративным университетом, я сижу с ними. И так далее. Так что мое рабочее место — это ноутбук, — рассказывает она. — Если говорить про места, где я люблю работать в офисе, это лекторий корпоративного университета. Там атмосфера, помогающая сосредоточиться и одновременно чувствовать себя комфортно – много книг, фотографии учёных, исследования которых вдохновляют, и в то же время разные виды рабочих мест – подушки, стулья, столы разной высоты. Хорошо выстроенный свет и много воздуха, полезного работе мозга ".
Сотрудники Biocad много занимаются спортом, и Татьяна Тангишева не исключение. Недавно она пробежала полумарафон 21,5 км. "У нас многие бегают марафоны, в том числе Ironman. Приятно встречать там знакомые лица. Но больше всего ценю своих коллег за то, что они умные. Это те люди, которые и в свободное от работы время развивают свою голову. Я довольно много работала в самых разных компаниях, но BIOCAD — это самая умная компания, которая мне встречалась. Так что это, конечно, уникальный для меня опыт", — объясняет руководитель отдела развития персонала и корпоративной культуры.
Татьяна Тангишева с мамой Натальей.
Автор: Валентин Беликов
Татьяна Тангишева с мамой Натальей.
Автор: Валентин Беликов
Гуляя по офису, мы заметили большой плакат с уже знакомой нам Татьяной и ее мамой. Нам рассказали, что компания создала информационно-образовательную программу "Живи без страха", направленную на профилактику и пропаганду раннего выявления онкологических заболеваний женской репродуктивной системы. В рамках проекта внутри компании сейчас действует программа "Мама, не бойся": близкие сотрудников, сотрудницы, их мамы проходят бесплатный скрининг для определения рисков онкологических заболеваний женской репродуктивной системы и посещают специальные образовательные программы