По сторонам смотрящие. Госзаказчики начали год с подготовки к лету, а подрядчики — с подтверждения репутации

Автор фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Автор фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
В деле организации отдыха и оздоровления петербургских детей без перемен. В начале 2019 года прошла первая волна торгов по заказу районных администраций. На кону стояло 123 млн рублей. В большинстве из них победителями стали традиционные подрядчики — ООО "Земля–тур" и ООО "Аси–тур", несмотря на то что желающих составить конкуренцию нашлось немало. Но "Земля–тур" преуспела больше остальных, став победителем торгов, общая начальная стоимость которых составила 62,5 млн рублей, "Аси–тур" досталось четыре подряда (30 млн).
Впрочем, не стоит исключать, что искомая прибыль может слиться в единый финансовый поток. "Земля–тур" принадлежит предпринимателю Александру Гумену полностью, а "Аси–тур" — на 35%, а еще треть — его брату Сергею Гумену (карьерное прошлое которого, к слову, было связано с администрациями Выборгского и Петроградского районов — в них он работал в должности заместителя главы).
Компании, по сути, действуют как операторы, сотрудничая с несколькими десятками организаций по всей стране (в том числе в Крыму), которые непосредственно занимаются предоставлением услуг.
В конкуренцию за детско–оздоровительный госзаказ включались и лагеря. Но играли они, что называется, в своей лиге, но иногда даже с положительным исходом. В Калининском районе, к примеру, победителем одного из аукционов на 2,18 млн рублей стало ООО "Детский оздоровительный лагерь "Волна".
Успеху операторов способствует несколько факторов, говорят участники рынка. В том числе требование к подтверждению добросовестности. Благодаря ему, в частности, могут отсекаться небольшие игроки — непосредственные исполнители госзаказа, если в конкурсной документации прописано, что в "анамнезе" претендента должен быть хотя бы один контракт, исполненный в определенный заказчиком период и с ценой не меньше 20% от того, который разыгрывается. Понятно, что чем больше начальная цена, тем больше стоимость такого подтверждающего контракта.
Конечно, есть и второй вариант, но он подходит тем, кто располагает свободными деньгами и готов их заморозить как минимум на несколько месяцев. Если нет подтверждающих контрактов, то победитель должен предоставить обеспечение исполнения в 1,5 раза больше начального (причем не меньше аванса, если таковой предусмотрен). А если обеспечение установлено по верхней границе — 30% от НМЦК, то речь может идти о существенных для исполнителя суммах.
И, конечно, играет роль цена вопроса. Два крупных контракта отошли Балтийскому государственному техническому университету "Военмех" (12,6 млн) и туроператору ООО "СНП" (12 млн). В отличие от учебного заведения, туроператор заявлялся на большое количество аукционов. Но победил только тогда, когда снизил стоимость по сравнению с "Аси–тур" (в остальных случаях соперничал с "Земля–тур", и перебить цену не получилось).
В 2017 году чистая прибыль ООО "Аси–тур" составила 3 млн рублей, "Земля–тур" — 1,6 млн.
Ожидается, к слову, что в ближайшие месяцы пройдет еще несколько волн аукционов по детскому направлению.

Разметили

В конце прошлого года петербургская Дирекция по организации дорожного движения (ДОДД) объявила аукцион на нанесение дорожной разметки в Петербурге. Сразу же после новогодних каникул в УФАС стали поступать жалобы недовольных (см. "ДП" № 007 от 28.01.2019). Однако удача не улыбнулась ни одному из заявителей. Контракты общей стоимостью 468 млн рублей устояли.
Во всех случаях в торгам допускали только двух участников, одним из которых неизменно оказывалось ЗАО "Трест". Оно же и вышло победителем 9 из 13 аукционов. Теперь ЗАО будет за 205 млн приводить в нормативное состояние дороги в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Петроградском. Приморском, Василеостровском районах. Оставшаяся часть денег на разметку распределилась между еще пятью фирмами. ООО "Роул Лайф" — 112,4 млн рублей (Центральный, Фрунзенский, Невский и Колпинский районы). По одному контракту отошло к ООО "ПроДвижение" (Московский, 39,5 млн), ООО "ЭДС" (Пушкинский, 32,48 млн), ООО "Перекресток" (Адмиралтейский, Кировский, 38,7 млн), ООО "Траектория" (Красносельский, Кронштадтский, 39,39 млн).
Дебютантов на рынке госзаказа среди победителей нет.

Проверят проверенные

ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" в январе заключил четыре контракта на реконструкцию и проверку водопроводных и канализационных сетей. В общей сложности эти работы обойдутся в 2,4 млрд рублей. Из этой суммы 1,3 млрд отошли петербургским подрядчикам, а 1,1 млрд — специалистам из Москвы. Исполнителем от Северной столицы выступит ООО "Навигатор–СБС" (контракт двухлетний), москвичи представлены ООО "ЭНКОМ Кабельные системы мегаполиса" (также двухлетний контракт).
ООО "Навигатор–СБС" давно работает в сфере строительства и реконструкции подземных коммуникаций. В числе своих основных заказчиков в компании называют "городские профильные предприятия, в ведении которых находится система инженерных коммуникаций Санкт–Петербурга и Ленинградской области, энергоснабжающие и генерирующие компании как городского, так и федерального подчинения".
Близость к городскому хозяйству в целом и "Водоканалу" в частности может объясняться бэкграундом Олега Виролайнена, которому принадлежит две трети компании (еще треть — его сыну). Олег Арвович в начале 2000–х, при Валентине Матвиенко, трудился вице–губернатором, отвечающим за городское хозяйство, затем председателем комитета по благоустройству и городскому хозяйству, а в 1990–е был связан с "Водоканалом".
Марина Елецкая, Мария Шевлягина, Екатерина Рязанова
С наступлением 2019 года одним из самых обсуждаемых законодательных изменений стало увеличение НДС. По закону №303–ФЗ ставка налога на добавленную стоимость в размере 20% применяется в отношении продукции, работ или услуг, которые будут передаваться заказчику начиная с 2019 года. Соответственно, на поставщиков или подрядчиков ложится дополнительная финансовая нагрузка. Как же быть поставщикам и подрядчикам в этой ситуации, чтобы снизить свои расходы? Минфин в своем письме от 1 февраля (№03–07– 03/5762) отметил, что размер ставки НДС может быть изменен путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта. Если с процентной ставкой НДС в контракте все ясно, то что же делать с ценой? По закону при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Мы видим, что цена контракта является его существенным условием и без веских оснований изменить ее нельзя. Но в конце 2018 года были приняты поправки в закон о контрактной системе. Теперь можно увеличить цену контракта при соблюдении нескольких условий, кроме собственно согласия заказчика. Сам контракт заключен до начала 2019 года, приемка по нему производится после 1 января 2019–го, а допсоглашение надо успеть заключить до 1 октября. В изначальном тексте контракта указаны 18% НДС. Повышение цены контракта происходит в пределах увеличенной ставки НДС, а изменение возможно только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Размик Сукиасян
руководитель юридической компании Trdat Group
В целом система госзаказа нормальная, но проседает из–за деятельности конкретных чиновников. Идет асимметрия информации и неравные правила игры, когда устанавливаются специфические требования техническим языком, который понимает только один конкретный поставщик. Это не особо честная игра. Уравняйте условия для всех участников, и система будет работать, как и была изначально задумана.
Данил Барышев
генеральный директор УК «Ареопаг»
Говорить гадости про рынок торгов не вижу смысла. Те, кто жалуется, на мой взгляд, не напрягаются, чтобы обучать персонал результативно участвовать в процедурах. Для нашей компании участие в тендерах по 44– ФЗ и 223–ФЗ — серьезная составляющая бизнеса — около 60%. Спектр решения задач очень широк: от обследования и комплексного проектирования до строительства и обслуживания. И большой опыт участия в торгах — выигрывали от небольших по цене контрактов до десятков миллионов. Лично меня все устраивает. Безусловно, встречаются участники и процедуры с админресурсом, против них бесполезно выставляться — только потеря времени. При этом проводится много процедур, где заказчик честно ищет специалиста, вводя ограничения по квалификации для участника. Если правильно подготовить документы, если доказать свою профессиональность, то можно побеждать. Да, порой идем на понижение, работаем, напрягаясь. Но это рынок.
Константин Гирса
генеральный директор ООО «Техно Эйр»