Фото: Алена Марченко
Фото: Алена Марченко

На все сто. Как изменился рынок подготовки к ЕГЭ за 10 лет

27694
Карашаш Ногаева
11 марта 2019, 11:07

Десять лет назад ЕГЭ стал обязательным для всех школьников. За этот период экзамен стал причиной возникновения нового рынка образовательных услуг, на котором теперь можно встретить не только индивидуальных предпринимателей-репетиторов, но и представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

В 2018 году к подготовке школьников к ЕГЭ подключились крупные российские телеком-компании. Так, осенью МТС запустили бета-версию онлайн-проекта Smart University, свой портал по онлайн-образованию, получивший название "Лицей", появился и у "Ростелекома". И все же некоторые эксперты сходятся в том, что сейчас рынок ЕГЭ принадлежит почти полностью частным репетиторам и, возможно, крупным компаниям там делать нечего.

Диплом и телеком

Пока из прочих крупных телеком-компаний рынком подготовки школьников никто не интересовался. Услуга "репетитор по ЕГЭ" через мобильный телефон есть у оператора "Билайн". IT-сектор также проявлял любопытство к этой области, в 2017-м Mail.ru Group даже запустила онлайн-портал "Пифагор", посвященный ЕГЭ. Но уже на сегодняшний день он прекратил свое существование, а запрос по его прежнему адресу в сети выдает ошибку.

Представитель МТС в беседе с "ДП" объяснил выход на новый для них рынок тем, что компания следует стратегии развития новых digital-услуг на растущих рынках, не связанных прямо с телекоммуникационным бизнесом: "Российский рынок онлайн-технологий в сфере образования только формируется и, по нашим оценкам, находится на уровне 1,5-2% от всего рынка образования в стране. Однако, по нашим прогнозам, в ближайшие 3 года рынок онлайн-образования вырастет в России более чем вдвое, а его объем превысит 50 млрд рублей", — поделились в компании.

Сейчас на портале Smart University существует только два направления подготовки — английский язык и математика, которую ввели на сайте в декабре 2018 года. В МТС отмечают больший интерес к иностранному языку среди клиентов портала, нежели к математике, но это они связывают как раз с более поздним запуском этой программы на сайте.

"Перед началом обучения определяется текущий уровень знаний ученика, какие у него есть проблемные зоны, а также желаемый уровень балла ЕГЭ. В зависимости от результатов определяется необходимая продолжительность курса и его содержание. Уроки проводятся с профессиональным учителем с помощью видеосвязи через приложение или сайт сервиса. Ученик выполняет задания в рамках специально созданного интерактивного учебника. Программа позволяет в течение всего курса проходить промежуточные тесты и контролировать прогресс своего обучения с помощью встроенной системы статистики. Трекинг прогресса доступен в том числе и для родителей", — объяснили в компании.

Стоимость обучения в Smart University зависит от уровня ученика и необходимого количества занятий. Чем более длительный курс выбирает ученик, тем ниже стоимость каждого урока, потому что при покупке блока уроков действует скидка: "Например, при покупке блока из 60 уроков стоимость составит 26,88 тыс. рублей, а стоимость одного урока будет минимальна — 448 рублей, что дает экономию 7,6 тыс. рублей. Дополнительно есть возможность получить налоговый вычет", — рассказал представитель МТС.

В "Ростелеком" применили несколько иной подход и создали маркетплейс "Ростелеком.Лицей" по образовательным услугам для школьников. На нем представлены различные онлайн-школы, которые предлагают образовательные услуги, в том числе курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

В 2019 году в "Ростелекоме" планируют перейти вместе с ключевыми партнерами от модели маркетплейса к совместным образовательным продуктам, в которых "Ростелеком" будет играть роль не просто дистрибьютора, но и IT-партнера и консультанта, а платформа станет единым интерфейсом по взаимодействию с потребителями образовательных сервисов.

"Ростелеком" выстраивает экосистему цифровых продуктов, исходя из ценностей и потребностей современных людей. Забота о развитии детей, а также о саморазвитии относится к базовым, мы учитываем это при разработке продуктовых предложений, опираясь на якорные продукты — ШПД и IPTV (широкополосный интернет и интерактивное телевидение. — Ред.). Видим большой потенциал роста рынка онлайн-образования", — рассказал представитель компании.

"Ростелеком.Лицей" во многом ориентирован на родителей, которым предоставляет выбор из образовательных продуктов для ребенка в обмен на скидки от партнеров маркетплейса. При этом на выбор дается несколько опций и форматов обучения: тренажеры для самостоятельной подготовки ребенка, курсы для групповой подготовки ребенка, занятия с репетитором, тесты и консультации.

Сервис находится в режиме бета-тестирования, запуск в промышленную эксплуатацию планируется во втором квартале текущего года, поэтому конкретные цифры по количеству пользователей и выручке в компании пока не раскрывают. Сейчас на сайте "Лицея" среди партнеров и поставщиков образовательных услуг значатся Skyeng, "Фоксфорд" и Examer.

Все деньги у репетиторов

Глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что еще несколько телеком-компаний могут запустить свои проекты по подготовке к ЕГЭ в этом году. Но подобные шаги, по его мнению, не принесут прибыль этим компаниям: "Если говорить более точно, они вышли не на рынок подготовки к ЕГЭ, а на рынок онлайн-образования в целом. Этот рынок демонстрирует хороший рост и более быстрое развитие, чем российская отрасль связи. Телеком-операторы заинтересованы в диверсификации бизнеса, в новых точках роста. ЕГЭ никто не собирается отменять, а родители выпускников школ и абитуриентов готовы тратить большие деньги, потому что тема подготовки к экзаменам для них главная головная боль. Но, на мой взгляд, большая часть денег на этом рынке уходит частным репетиторам, а не онлайн-порталам. К сожалению, по моему мнению, у телеком-операторов не самые успешные проекты по диверсификации бизнеса. Поэтому я думаю, что вложение в подобный бизнес вряд ли можно назвать удачным".

По мнению эксперта, было бы гораздо более разумно совместить онлайн-образование и HR. Телекоммуникационные компании сейчас все более зависимы от IT-области, а IT-специалистов в области коммуникаций катастрофически не хватает. Поэтому убить двух зайцев одним выстрелом, считает Брюквин, можно было бы, запустив портал для обучения информационным технологиям. "Так они могли бы зарабатывать на онлайн-образовании, обучая подобных специалистов, и заодно решили бы для себя кадровую проблему, — заключает Брюквин. — Многие проекты сейчас реализуются, просто потому что сейчас это модно. Так, мы можем наблюдать бум создания мобильных приложений, собственных мессенджеров, маркетплейсов и тому подобного".

Статистика и многочисленные исследования подтверждают слова главы "Рустелекома" о том, что рынок ЕГЭ сейчас представлен в основном частными репетиторами и небольшими компаниями. Причем большая часть из них не имеют юридического лица, а клиентов они ищут с помощью социальных сетей либо через специальные порталы по найму рабочих и домашнего персонала. Такие объявления, например, можно встретить на порталах YouDo, Avito или "Юла", средняя стоимость часа занятия с репетитором варьируется от 500 рублей до нескольких тысяч, в зависимости от опыта преподавания и предмета.

Так, по данным Института образования ВШЭ, теневой рынок репетиторских услуг в России к 2017 году составлял почти 30 млрд рублей, от 10 до 70% преподавателей школ, по разным оценкам, так или иначе подрабатывают репетиторами.

По подсчетам "ДП", в конце лета 2018 года объем рынка дополнительного образования в Петербурге составлял 73 млрд рублей, и при этом только каждый 10-й игрок рынка работал по лицензии.

Сейчас в Петербурге работает до 50 компаний и несколько тысяч преподавателей, предлагающих курсы подготовки к ЕГЭ, среди которых "Центр XXI век", обучающий центр "Пять из пяти", "Твоя школа" и т.д.

При этом интерес крупных компаний к рынку именно онлайн-образования может во многом изменить ситуацию с репетиторами-теневиками. Случиться это может в том случае, если услуги на образовательных порталах будут стоить дешевле, чем занятия с репетиторами. Так, например, в "Ростелекоме" отметили, что все продукты партнеров в "Ростелеком.Лицей" стоят дешевле, чем в среднем на рынке.

О движении рынка образования в онлайн-среду в беседе с "ДП" как-то говорила совладелица образовательного центра "Успех"Марина Седова–Бахенская: "На рынке образовательных услуг сохраняются тенденции по развитию онлайн-образования, причем как в области основного образования, так и в области дополнительного. Для школьников старших классов сохраняется тенденция востребованности дополнительных образовательных услуг, связанных с подготовкой к ЕГЭ, изучением иностранных языков. Для школьников младшего и среднего возраста наряду с традиционными видами допуслуг появляются новые виды, связанные с конкретной профессией, например архитектура, биология, мультипликация", — заметила она.

Помимо прочего, онлайн-среда остается открытой также и для репетиторов, которые вследствие развития этого направления могут начать сотрудничать с образовательными интернет-платформами.

Запустившие свои проекты телеком-компании, видимо, понимали этот нюанс. Так, например, в рекламных роликах Smart University МТС сделали акцент на том, что ездить к репетитору школьнику порой неудобно, а учиться можно из дома, не тратя деньги на проезд и силы на дорогу.