Каждому по монете. Банкиры встают в очередь на выпуск собственных стейблкоинов

И даже Visa создала свое блокчейн–подразделение

Биткоин пошел на новый штурм. На торгах в выходные цену удалось разогреть до $4100, но долго праздник не продлился. Сейчас она опять откатилась, на момент написания материала на бирже Bitfinex за главную криптовалюту давали $4081. На самом деле борьба идет крайне вяло. С тоской глядя на замерший график, аналитики вспоминают парадокс буриданова осла.

Ослы, "быки" и "медведи"

Согласно притче, умирающий от голода осел стоял ровно посередине между двумя абсолютно одинаковыми кучами сена, не зная, какую выбрать. Осел в итоге умер, криптоинвесторы — пока держатся.
"В криптовалютном сообществе ослов нет, есть "быки" и "медведи", но и они уже много недель подряд бродят вдоль одной линии, не зная, в какую сторону двинуться, чтобы насытиться прибылью", — описывает ситуацию Анна Горенкова из NordFX. Ей график напоминает отрезок с середины июля по середину ноября 2018 года, тогда все кончилось обвалом цены с $6 500 до $3 600. Этот пессимизм разделяют 70% аналитиков, которые, согласно опросам, голосуют за падение пары BTC/USD в течение весны ниже отметки $3 тыс.
С другой стороны, среднесуточные объемы торгов криптой сейчас на самых высоких значениях с января 2018 года. А в целом за прошедшие 5 месяцев объемы торгов биткоинами выросли примерно на 150%. И это притом что подавляющее большинство держателей крипты чахнут над своим цифровым златом. По опросам, 73% пользователей ни разу не платили криптовалютой в течение года, так как "сомневаются в успешном проведении транзакции".
"Покупавшие биткоин в 2017 году по цене выше $10 тыс. по понятным причинам не хотят им расплачиваться при курсе $4 тыс., тогда как новые пользователи уже не испытывают подобного негатива, — объясняет аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Биткоин, получив хотя бы временную передышку от спекулянтов, стал чаще использоваться в качестве платежного средства. Еще часть торгового объема можно отнести к покупкам на минимумах".

Visa на стороне крипты

Под натиском технологической революции один за другим сдаются институты, еще недавно обличавшие криптовалюты в шарлатанстве. Еще пару лет назад это показалось бы немыслимым, но вот уступил и платежный гигант Visa. Компания объявила о создании Crypto Team и открыла вакансию технического менеджера по продукту в новом отделе. Ранее, в октябре 2018 года, CEO Visa Эл Келли не исключал, что компания может начать работать с криптовалютами, если они станут "настоящим платежным инструментом". Но время на рынке технологий летит быстро.
Один за другим о криптовалютных экспериментах объявляют и банкиры. До сих пор рынок обсуждает проект по созданию собственного токена от JP Morgan (подробнее об этом здесь). А теперь сразу шесть крупных международных банков (в том числе бразильский Banco Bradesco, южнокорейский Bank Busan, а также филиппинская Rizal Commercial Banking Corporation) объявили о намерении выпустить собственные стейблкоины, воспользовавшись блокчейн–системой World Wire от IBM. Она была запущена на базе протокола Stellar в конце лета прошлого года и позволяет клиентам мгновенно осуществлять клиринг и трансграничные платежи.
"Учитывая, что сейчас даже законодательные системы некоторых стран (России в том числе) занялись попытками взять крипторынок под контроль и установить какие–то рамки для осуществляемых операций, стремление банков сделать криптовалюты одним из вариантов для осуществления финансовых операций — это определенно тренд. Несмотря на то что полный переход на цифровые деньги вряд ли станет возможным в обозримом будущем, постепенное укрепление позиций блокчейн–системы на валютном рынке произойдет почти наверняка", — признает Арсений Полевич, гендиректор финтех–компании VR_банк.

Угроза суперпозиции

Интересно, что тот же IBM одновременно предупреждает о том, что криптовалютную отрасль может ждать крах с развитием квантовых вычислений (о развитии этой технологии см. "ДП" от 20 ноября).
"Посредством обратной разработки можно достичь приватных ключей, предоставляющих доступ к кошелькам. Я думаю, это реальная и существенная угроза. Биткоин — это публичный реестр. Таким образом можно посмотреть, на каких кошельках хранятся наибольшие балансы, а затем атаковать их", — предупредил руководитель блокчейн–направления IBM Джесс Лунд.
Впрочем, участники рынка к этим словам относятся спокойно. По крайней мере в ближайшее десятилетие отрасли точно ничего не угрожает, тем более учитывая ее способность адаптироваться к новым технологическим вызовам, считает криптоинвестор, член Bitcoin Foundation Александр Китченко.
"IBM сейчас выводит на рынок свой первый квантовый компьютер, нужна реклама, мне кажется, оттоптаться на теме блокчейна и биткоина — это хороший способ. Страшные сценарии всегда интересно почитать. Но компьютер, который они выпускают, не будет способен заниматься взломом криптошифрования минимум до 2030–2040 года, по мнению специалистов. Угроза потенциальная, конечно, есть, но криптошифрование тоже не стоит на месте. Я думаю, предметно это можно будет обсуждать лет через пять", — говорит он.

Закон для России

Куда больше угрозы сейчас со стороны властей. Пока нет законов, в России применяются иные методы работы с криптоактивами. Например, в Кирове судебные приставы вынудили должника обменять биткоины на обычные деньги для оплаты 600 тыс. рублей алиментов. Одновременно криптофинансисту вручили направление для постановки на учет в местном центре занятости.
Впрочем, законное поле должно появиться в самое ближайшее время. Если верить сайту Госдумы, уже сегодня должно состояться рассмотрение закона о цифровых финансовых активах во втором чтении.
В новой редакции были исключены понятия "токен", "криптовалюты", "смарт–контракт". Вместо этого в юридическом языке будут такие понятия, как "цифровые финансовые активы" и "цифровые операционные знаки". Со вторым не разобрались даже сами депутаты, но, судя по их дискуссиям, именно под это определение будут попадать биткоины.
Эксперты эти определения раньше времени комментировать отказываются — ожидают, что текст могут еще раз переделать. Тем более что заинтересованных сторон становится все больше.
Вот уже и ФСБ направила свои комментарии к текущей версии законопроекта. Силовики указывают, что документ практически не регулирует использование цифровых денег для отмывания средств, полученных преступным путем. На рынке это замечание восприняли спокойно.
"Специфических рисков (от этих замечаний) пока не вижу, FATF (группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) дает вполне реалистичные к выполнению антиотмывочные рекомендации по обороту виртуальных активов, — считает Дмитрий Кириллов, руководитель практики FinTech адвокатского бюро "А–Про" и преподаватель курса BCL. — Если законопроект будет скорректирован с учетом этих рекомендаций и закона 115–ФЗ, это позволит учесть интересы всех ведомств без существенного ущерба свободе криптобизнеса".
Депутаты внести ясность уже не успевают. Судя по заявлениям главы комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова, вопрос будет решаться отдельным порядком в рамках рабочей группы. Время у России есть — FATF дала срок до конца 2019 года.