Битва при мобилах. Перспективы рынка мобильных игр

Автор фото: ТАСС/Илья Питалев
Автор фото: ТАСС/Илья Питалев

Программистом можешь не быть, но заработать на составлении мобильных игр обязан.

Мобильные игры уже давно вышли за рамки простейших головоломок и стали наиболее прибыльными для разработчиков, в том числе и петербургских. Насколько конкурентен рынок? И перспективно ли открывать бизнес в сфере разработки игр прямо сейчас?

Развлечения на вырост

Все больше любителей game–вселенных охотно отдают предпочтение не "классическим" компьютерным играм, а их мобильным "собратьям". По данным аналитической компании Newzoo за прошлый год, в развлекательной индустрии с точки зрения доходов мобильные игры (42%) обходят по популярности игры на консолях (31%) и ПК (27%). Игры для смартфонов, как из рога изобилия, тысячами льются на искушенных и начинающих пользователей.
"Многие жанры пока считаются слишком сложными для реализации на мобильных устройствах: например, шутеры, ролевые боевики и другие визуально насыщенные форматы. К тому же пока мало кому удалось адаптировать популярные на ПК игры под мобильные устройства. Еще на слуху постоянно находятся технологии AR и VR, но на деле тут их пока не получается применять качественно", — говорит в беседе с "ДП" Дмитрий Мартынов, руководитель подразделения Google Play по приложениям и играм в России и Восточной Европе.
Не стоит полагать, что вы опоздали на этот поезд и начинать стартап в game–разработке нужно было уже вчера. Согласно анализу компании Google и данным App Annie, в 2018–м объем игровой индустрии в России увеличился на 23%, хотя мировой рост составил лишь 13%. За это время российские пользователи скачали 2,1 млрд мобильных игр. По результатам исследований, сейчас примерно у 60% есть смартфон, а статистика скачивания мобильных игр — около 25 загрузок на человека.

Подыграть карьере

В игровой сфере вполне возможно найти место не только целой компании, но и отдельному человеку: сегодня вакансий на рынке в Петербурге — не одна сотня. Так, по данным hh.ru, число предложений для специалистов в области игрового ПО выросло в городе на 53% за последние 3 месяца в сравнении с аналогичным периодом 2017–2018 годов.
"Требования к опыту и навыкам большинства кандидатов предъявляются серьезные. Так, 60% вакансий ориентированы на соискателей с профессиональным стажем от 1 года до 3 лет, еще 31% — на специалистов с опытом работы от 3 до 6 лет. И всего 7% предложений о работе были доступны начинающим", — приводит статистику Ирина Жильникова, руководитель пресс–службы HeadHunter по Северо–Западу. Конкуренция в среде профессионалов высока, зато и вознаграждение за "организацию" мобильных развлечений — от 100 тыс. рублей ежемесячно.
"Самое сложное — начать. У людей почему–то осталось устойчивое мнение, что программирование — это что–то сложное и недостижимое. Но если потерпеть первое время, то дальше пойдет лучше", — уверен Илья Афанасьев, декан факультета разработки игр GeekUniversity, совместного проекта GeekBrains и Mail.ru Group. Здесь студентов в течение года учат создавать сетевые, мобильные и 3D–игры, игры для ПК и в виртуальной реальности. "Основы гейм–дизайна можно усвоить за 1–2 месяца, а затем устраиваться на работу младшим гейм–дизайнером", — говорит Илья Афанасьев.
Альтернативных путей развития для жаждущих немало: "Количество и компетенции специалистов, которые разрабатывают игры, зависят от бюджета и масштаба самого проекта. Инди–игры создают один или несколько человек, без финансовой помощи со стороны издателя. Для создания большого и сложного проекта в команду могут входить специалисты разных профилей — программисты, гейм–дизайнеры, 2D–художники, 3D–моделлеры, композиторы, тестировщики, которые все оптимизируют", — объясняет Дмитрий Мартынов, руководитель подразделения Google Play по приложениям и играм.

Выжившие от "Кефира"

Один из успешных и прибыльных российских game–кейсов последних лет — игра Last Day on Earth от студии разработки "Кефир" с офисами в Петербурге и Волгограде. Студия начала работать в 2009 году: несколько человек со старыми домашними ноутбуками в маленькой квартире создавали онлайн–игры для социальных сетей. Первыми "миллионниками" по аудиторному показателю стали "Тюряга", "Метро–2033" и "В окопе". Так разработчики сформировали финансовую подушку.
В 2017 году появляется игра Last Day on Earth в "непопулярном" для мобильной разработки жанре Survival — буквально игре–симуляторе, которая посвящена выживанию персонажа. С момента релиза пользователи загрузили игру уже более 80 млн раз.
"На создание Survival–игры нас подтолкнуло несколько факторов: специалисты студии сами любят этот жанр, а исследование рынка в области подбора сеттинга (среды, в которой происходит действие. — Ред.) показало, что тема "зомби" лидировала среди опрошенных", — объясняют свое решение в студии "Кефир".
По словам создателей, до запуска Last Day on Earth в гейминге считалось, что жанр Survival не может стать популярным на мобильных устройствах из–за слишком длинной игровой сессии и сложного управления. С другой стороны, маркетинговые исследования показали, что эта ниша на рынке свободна и запрос от аудитории на игры о выживании однозначно есть.
Игра ежемесячно приносит создателям от $8 млн до $10 млн. Не меньше 30% прибыли студия получает от пользователей из США, где больше всего представителей целевой аудитории — хардкор– и мидкор–геймеров (тех, кто тратит на игры много времени и "чуть поменьше"). Далее идут рынки Великобритании, Германии, Франции и России. Для получения дохода используются две модели монетизации — встроенные покупки (около 95% дохода) и видеореклама в приложении (около 5% дохода).
На создание игры разработчики потратили всего 62 дня, выпустив бета–версию сразу во всех странах без маркетинговой поддержки.
В "Кефире" предполагали сперва собрать ключевые метрики, а затем доделать игру с учетом обратной связи от пользователей. Итог: несколько миллионов загрузок в первые дни и полное отсутствие возможности "изъять" игру для доработки из онлайн–магазина для смартфонов.
По подсчетам "Кефира", вложения в разработку их игры окупились за 2 недели.

Лук или жизнь

Случай не из привычных: правила новой местной аркады призывают выстрелами из лука благородно спасать людей, но разработчиков все равно обвиняют в бессердечии. Игра Gibbets: Bow Master ежемесячно привлекает около 1,5 млн новых пользователей.
За несколько месяцев только в Google Play игру скачали больше 10 млн раз. Суть Bow Master проста до незатейливости: игрок становится лучником и кидается в бой за спасение "висельников" — схематичных человечков. Чем больше героев останется невредимыми, тем значительнее будут баллы "воина" с луком.
"Когда–то давно одна английская ассоциация прислала нам письмо, где угрожала судом. Якобы мы высмеиваем людей с суицидальными наклонностями", — рассказал "ДП" Алексей Морозов, директор по маркетингу компании HeroCraft, которая издала игру.
И все же миллионам пользователей аркада пришлась по вкусу — точно так же, как и десятки других продуктов российского разработчика, который вышел на рынок в 2002 году. В 2018–м оборот компании вырос вдвое.
По словам представителей HeroCraft, петербургское подразделение отвечает скорее не за разработку, а за издательство игр. Это значит, что сюда со своими идеями могут прийти так называемые инди–разработчики — некрупные, но независимые. Так в свое время получилось с Gibbets: всю игру целиком сделали два человека из студии HypnoCat — художник и программист.
"От первой строчки кода до появления в Google Play прошло 8–9 месяцев. В App Store игра вышла еще на 2 месяца позже", — подытоживает Алексей Морозов и вспоминает, что в промежутке между началом и концом разработки Gibbets: Bow Master в HeroCraft сделали еще две другие игры.

Kick The Body: 100 млн скачиваний*

Игра–антистресс от студии Playgendary с офисами в Петербурге, Минске и Мюнхене. С 2016 года компания успела запустить несколько "миллионников", и, пожалуй, самый заметный из них — Kick The Body. Тряпичный человечек расплатится за все грехи реальных недругов и ради пользователя пройдет через огонь и воду: даже относительно стрессоустойчивым людям создатели предлагают выпустить пар. А для более миролюбивых и усидчивых разработчики создали головоломку Polysphere — здесь игроку предстоит вращать кусочки эстетичной мозаики и составлять из них картинку. Только в Google Play игру скачали уже больше 10 млн раз.

Homescapes: 50 млн скачиваний

Казуальная мобильная игра о дворецком Остине, который приглашает решить головоломки и вместе с ним вернуть уют в фамильный особняк. С новыми уровнями сюжетная линия развивается — игрок узнает об истории семьи Остина и попутно украшает комнаты дома. Создатель игры — Playrix, одна из самых успешных в России команд–разработчиков с представительством в Петербурге и сотрудниками из 22 стран. Вместе с другими хитами студии Homescapes ежедневно собирает у смартфонов более 25 млн человек. По данным портала App2Top и оценкам App Annie, каждый из хитов Playrix за первую половину 2018 года принес game–разработчикам не меньше $25 млн.

Megapolis: 50 млн скачиваний

Еще один успешный российский игровой кейс — стратегия Megapolis от студии Social Quantum, которая входит в топ–10 крупнейших игровых издателей России и СНГ. В Megapolis каждый сможет создать город своей мечты: начиная от строительства домов на фоне природных ландшафтов и продолжая нефтедобычей. Никаких выборов: здесь мэр — сам игрок, который точно знает, как развить свой идеальный город с нуля. Кафе, фабрики, аэропорты — создатели обещают игрокам более 700 уникальных зданий.
Экономический симулятор–ситибилдер получил уже больше миллиона отзывов в Google Play и стал популярным в 20 странах.
*Данные о количестве скачиваний — Google Play