Уперлись в потолок. Объем петербургского рынка фитнес-услуг достиг $200 млн

Автор фото: Ермохин Сергей

За первые 10 лет с момента образования петербургского рынка фитнес–услуг его объем достиг $200 млн.

Однако этот показатель оказался пиковым для локального рынка и выше уже не поднимался. Первый фитнес–зал открылся еще в Ленинграде, на Каменном острове, в ноябре 1990 года. Это был клуб шведской сети World Class, открытый на условиях франшизы по инициативе предпринимательницы Ирины Разумовой.
"Стоимость годовой клубной карты составляла 300 рублей, и с учетом тогдашней средней зарплаты 120–150 рублей это было совсем недешево. Однако от желающих позаниматься там не было отбоя", — рассказывает Марина Григорьева, менеджер по коммерческой недвижимости корпорации "Адвекс. Недвижимость". Хороший спрос позволил учредителям через некоторое время открыть еще два клуба — в гостиницах "Астория" и "Европа".
Однако вместить всех страждущих, число которых благодаря появлению первых видеомагнитофонов и видеокассет с записями фитнес–уроков росло в геометрической прогрессии, помещения World Class не могли.
"Тогда повсеместно в городских подвалах стали открываться так называемые "качалки", где преимущественно тренировались "ребята специального назначения" — рэкетиры, бандиты и прочие криминальные личности, — говорит Вера Попретинская, управляющая BackStage CrossFit. — А девочки ходили в те же самые подвалы, но только на аэробику и шейпинг. Но к фитнесу в классическом его понимании это, конечно, имело мало отношения".
По–настоящему рынок фитнес–услуг начал формироваться в 1997 году с легкой руки той же Ирины Разумовой, которая вместе с американскими партнерами открыла первый клуб сети "Планета Фитнес". Вслед за этим также в 1997 году появились премиум–клуб "Галактика" на стадионе "Петровский", затем первые клубы сети Sport Life, Russian Fitness Group, "Страта Партнерс", "ИКС–Фит", "Империи фитнеса", World Gym, Gold's Gym и другие.
Аналитики Knight Frank St. Petersburg вспоминают, что до кризиса 2008 года ежегодный прирост фитнес–услуг в Петербурге составлял 20–25%.
"Популяризация фитнес–центров в то время была на очень высоком уровне, — рассказывает Вера Попретинская. — В какой–то момент абонемент в спортзал попал в один ряд с крутым мобильным телефоном и дорогой машиной, став таким же показателем статусности". В итоге к 2009 году в городе насчитывалось 12 сетей и 370 одиночных игроков, доля которых на рынке составляла 70–80%.

Убийственный демпинг

Однако в дальнейшем темпы роста сократились, но виноват в этом был не только кризис. "Многие фитнес–операторы вынуждены были уйти с петербургского рынка после появления в 2007 году сети Fitness House, — объясняет Вера Попретинская. — С первых дней существования на рынке они начали нещадно демпинговать, и это не могло не отразиться на остальных игроках. Расположенным по соседству клубам, особенно тем, которые находились с ними в одном сегменте, было очень сложно".
По словам Веры Попретинской, появление клубов Fitness House произвело революцию на рынке: тем, кто остался, пришлось подстраиваться под новую ценовую политику, и с этого момента фитнес в Петербурге стал доступен многим. Если до 2009 года клубы средней ценовой категории предлагали годовые абонементы за 20–30 тыс. рублей, то уже к 2012 году можно было без проблем приобрести абонемент за 5–6 тыс. рублей.
Снижать стоимость могли только сетевые операторы. "Сетям в этом смысле всегда было легче, — объясняет Марина Григорьева. — Если в одном фитнес–центре не выполнялся бюджет, то он перекрывался другим клубом. А одиночные игроки обязательно должны были держать стоимость абонементов на определенном уровне, ниже которого опускаться нельзя".
В итоге большая часть одиночных фитнес–операторов закрылись, и, по данным "Адвекс. Недвижимости", к 2013 году доля сетевых фитнес–центров выросла до 80%.

Пресыщенный рынок

"Тогда считалось, что клубы, крах которых спровоцировал Fitness House, не выдерживают конкуренции по двум основным причинам, — говорит Марина Григорьева. — Первая состояла в переизбытке фитнес–заведений с абсолютно идентичной концепцией в мидл–сегменте. Вторая — в локальной насыщенности рынка".
По словам экспертов Knight Frank St. Petersburg, фитнес–операторы почему–то упорно стремились на север Петербурга, в то время как в южных районах и в центральной части Петербурга спрос существенно превышал предложение.
Кроме того, после 2011 года камнем преткновения для развития рынка фитнес-услуг эксперты также называли отсутствие небольших клубов у каждого дома, и в 2012–2013 годах в Петербурге началось повсеместное открытие фитнес–клубов шаговой доступности.
Аналитики Colliers International вспоминают, что для типовых спортивных клубов среднего ценового сегмента наиболее перспективными выглядели районы новой жилой застройки, поскольку именно там находилась их основная целевая аудитория.
Также операторы начали встраивать спортивную функцию в торгово–развлекательные центры.
По словам Марины Григорьевой, фитнес–клубы появились в каждом третьем торговом центре Петербурга, суммарная площадь таких объектов составляла около 20% от всего объема площадей, отданных под формат развлечений.
Однако очередной кризис конца 2015 года вновь заставил рынок фитнес–услуг развиваться по ниспадающей. За последние годы рынок покинули сеть спортивных клубов CityFitness, Art of Fitness, "Планета Фитнес" и фитнес–центр Hard Candy Fitness и еще целый ряд операторов.
Но, по словам Андрея Грауле, фитнес–директора "World Class Санкт–Петербург", на рынке фитнес–услуг Петербурга по–прежнему наблюдается высокая насыщенность фитнес–клубами, в связи с чем потенциал роста не так высок, как в других городах–миллионниках. Объем же рынка в 2018 году едва достиг показателей начала нулевых и составил около $200 млн.