МФО берут у Запада. Проблемы фондирования привели микрофинансовые организации за рубеж

Автор фото: Архив "ДП"

Микрофинансовые организации из–за сложностей фондирования ищут инвесторов в странах ближнего зарубежья

По данным Центробанка, микрофинансовый рынок уже по итогам 10 месяцев 2018 года достиг планки 135 млрд рублей по портфелю займов. Рост этого показателя по отношению к аналогичной дате 2017 года составил 28%.
По оценке Национального рейтингового агентства (НРА), к концу прошлого года общее количество заемщиков микрофинансовых организаций (МФО) достигло 10 млн, увеличившись за год на 40%. На топ–5 крупнейших МФО приходится всего 32% рынка, следует из рэнкинга НРА, что говорит о высокой конкуренции по сравнению с уровнем концентрации банковского сектора.
Для сохранения темпов роста МФО необходимы новые каналы финансирования. Некоторые компании начинают активно использовать альтернативные источники денег — зарубежные инвестиционные p2p–платформы (peer–to–peer, взаимное кредитование).

Острота фондирования

В реестре Банка России на конец марта текущего года числилось 2 тыс. МФО, из которых лишь 2,6% (51 организация) могут привлекать инвестиции от частных лиц, так как обладают статусом микрофинансовой компании (МФК).
После дефолта по облигациям МФК "Домашние деньги" на сумму 2,25 млрд рублей инвесторы с опасением смотрят на ценные бумаги, эмитентами которых выступают МФО. Сегодня на этом рынке, по данным информационного агентства Cbonds, присутствуют всего три компании: МФК "4финанс" с объемом займа 200 млн рублей, МФК "КарМани" (два выпуска на 600 млн рублей) и МФК "Мани Мен" (500 млн рублей). В прошлом месяце о планах разместить выпуск на сумму 5 млрд рублей объявила МФК "МигКредит".
"При отсутствии у МФО доступа к дешевым деньгам Центробанка нам приходится либо привлекать частные инвестиции внутри страны под очень высокий процент, либо использовать альтернативные способы увеличения ликвидности. Например, проходить листинг на иностранных p2p–платформах", — комментирует Павел Сологуб, генеральный директор МФК "До Зарплаты".
По его словам, стоимость привлечения фондирования на p2p–платформах ниже, чем цена средств, привлеченных от физических лиц или в виде банковских кредитов.
"Проблема фондирования для отечественного рынка МФО, за исключением аффилированных с банками компаний, актуальна. Регулятивные нововведения, в том числе повышение резервирования на просроченную задолженность или снижение потолка процентов, уменьшают количество средств, необходимых для функционирования растущего бизнеса", — поясняет Сергей Седов, основатель финансовой группы Robocash Group.
"Банки не фондируют МФО из–за требований Центробанка по повышенным резервам. В России привлечь деньги МФО у частного инвестора по ставке ниже 20% годовых крайне тяжело. На западных платформах может получиться 10–15% годовых даже с учетом хеджирования валютного риска", — считает Иван Васильев, заместитель директора p2b–платформы (person–to–business) Penenza.

Западные альтернативы

Отечественные МФО наиболее активно представлены на западных p2p–платформах Grupeer и Mintos (обе зарегистрированы в Латвии). На сайтах платформ можно найти предложения инвестировать в займы МФК "Экофинанс", "До Зарплаты", "ЭйрЛоанс", МКК "Метрофинанс" и ряда других.
Технически процесс инвестирования выглядит так: МФК или МКК размещает информацию о желаемых условиях займов на платформе. Инвестор выбирает сумму и срок займа и переводит с помощью платформы свои деньги заемщику. По условиям p2p–платформ, в случае просрочки или дефолта конечного заемщика МФК, выставившая на платформу его заем, обязана в течение определенного срока выкупить данный заем у инвестора с учетом начисленных процентов. В основном на платформах представлены краткосрочные займы "до зарплаты" сроком до 30 дней на сумму не более 30 тыс. рублей. Встречаются и бизнес–займы, предполагающие коллективное инвестирование. Инвестор получает доход 18–22% годовых.
"Стоимость фондирования для каждой МФК рассчитывается индивидуально, но она состоит из комиссии за размещение и инвесторского процента", — поясняет Владислав Филимонов, исполнительный директор Grupeer. По его словам, выход российских МФО на платформы осложняет необходимость открытия банковского счета в одной из стран Евросоюза, Норвегии или Швейцарии.
"Поиск инвестиционных возможностей за рубежом выглядит логичным вариантом. Стагнация ставок по банковским депозитам привлекает внимание к возможностям альтернативных вложений, в частности, через пиринговое (p2p) кредитование", — комментирует Сергей Седов из Robocash Group.
Основным барьером для привлечения иностранных инвестиций российскими участниками микрофинансового рынка опрошенные "ДП" эксперты называют отсутствие соответствующего отечественного законодательства: западные платформы живут по западному законодательству, российский регулятор их деятельность не контролирует.
С другой стороны, некоторые эксперты малое проникновение p2p–платформ на российский рынок объясняют их дороговизной.
"Если взять уровень просрочки, который, например, у нас равен 16%, то получается внушительная доля затрат на сопровождение инвестиций. К ней нужно прибавить тариф платформы — в среднем он составляет 3% в месяц от суммы рефинансирования, или 36% годовых. Плюс проценты инвестору. Итого порядка 48% плюс убытки от выкупа дефолтных займов, что в разы дороже средней рыночной ставки привлечения прямых инвестиций от физических лиц, которые доступны МФК", — поясняет Илья Соловий, финансовый директор группы компаний Eqvanta.
На микрофинансовом рынке наблюдается дефицит фондирования. Это давняя проблема. Изначально круг доступных МФО источников привлечения средств был не очень широк: либо деньги акционеров, либо сторонние средства. Масса трудностей есть в двух самых распространенных вариантах привлечения стороннего финансирования (банковский кредит и инвестиции физлиц). Будем честны: банки неохотно удовлетворяют такие заявки. А средства от физлиц привлекать могут только микрофинансовые компании.
Елена Стратьева
директор СРО "МиР"
Вводимые ЦБ ограничительные меры приводят к сокращению сегментом МФО объемов выдачи займов «до зарплаты» и переходу компаний в сегмент выдачи среднесрочных потребительских займов. При этом на рынке у МФО нет свободной ликвидности, чтобы существенно наращивать объемы выдачи. Потенциал рыночного привлечения через долговые инструменты и потенциал банковских займов для подавляющего большинства игроков микрофинансовой индустрии существенно ограничен.
Карина Артемьева
руководитель департамента финансовых рейтингов НРА