Черная метка пиратам. В России появится аналог европейской директивы об авторских правах

Автор фото: Photoxpress
Осенью в России, скорее всего, будет принят новый антипиратский закон. Несмотря на то что это уже третий пакет регуляторных мер для защиты авторских прав, аналитики считают, что контроль за распространением нелегального контента в РФ по сравнению с мировым находится на зачаточном уровне.
Вместе с тем Европарламент одобрил директиву об авторском праве, которая может обязать интернет–сервисы фильтровать публикуемый в сети контент. И пока пользователи Рунета переживают за европейские мемы, которые могут исчезнуть в связи с ужесточением законодательства, они забывают, что подобная угроза существует и в России.

Без суда и следствия

По оценкам Group–IB, объем рынка интернет–пиратства в России в 2017 году вырос на 21% и достиг $85 млн, при этом в среднем нелегальный кинотеатр приносит своим владельцам $89 тыс. ежегодно. Суммарный объем трафика видеопиратов увеличился на 12%. В пресс–службе Group–IB отмечают, что, несмотря на активную борьбу правообладателей, снижения этих темпов ждать не приходится.
Для борьбы с пиратами "Яндекс", Mail.ru, Rambler и ряд правообладателей в конце 2018 года подписали меморандум о сотрудничестве для охраны авторских прав. Его участники составляют специальный реестр интернет–страниц, на которых находится пиратский контент. По данным "Яндекса", всего в рамках меморандума уже обработано более 170 тыс. ссылок.
По словам пресс–секретаря "Яндекса" Ильи Грабовского, компания разрабатывает собственные инструменты, позволяющие сделать борьбу с пиратством эффективнее. Одним из них стал специальный робот, который автоматически находит страницы сайтов, похожие на те, что уже занесены в реестр.
Многие игроки рынка подчеркивают, что наиболее эффективный вариант борьбы с пиратством уже опробован за рубежом. "Оптимальной является внесудебная процедура принятия мер по удалению нелегального контента по заявлению правообладателя, согласно которой у интернет–компаний есть 24 часа на удаление нелегального контента после получения жалобы", — поясняют в пресс–службе Mail.ru Group.
По прогнозам аналитиков, в России подобный механизм могут принять через 1–2 года. "Владельцы пиратских сайтов обычно не приходят на заседания суда, поэтому вся длительная и сложная процедура не имеет особого смысла", — размышляет глава ассоциации "Интернет–видео" Алексей Бырдин.

Тысяча чертей

Сторонники ужесточения законодательства уверены, что Европа задала правильный вектор борьбы с пиратством. Ближайшим аналогом системы фильтров, которую предлагают устанавливать европейским сайтам, считается робот YouTube, который блокирует записи, где повторяются защищенные авторским правом фрагменты аудио или видео.
По словам игроков рынка, представители "ВКонтакте" на протяжении нескольких лет обещают правообладателям похожую систему. "К сожалению, этого так и не произошло. Видимо, им не хватает внутренней мотивации, чтобы завершить этот проект. Поэтому им, возможно, придется дать мотивацию внешнюю, ужесточив закон и добавив ответственность за публикуемый контент", — размышляет Алексей Бырдин.
По подсчетам экспертов, стоимость таких разработок невелика: при достаточном уровне аналитики они могут обойтись в несколько сотен тысяч рублей.
Владелец юридической компании "Катков и партнеры" Павел Катков отмечает, что в России есть достаточная правовая основа для таких технологий. По его словам, в ст. 1253.1 ГК об особенностях ответственности информационных посредников указано, что они обязаны принять достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. "Вопрос только в том, что именно это будут за меры", — говорит Павел Катков.
Аналитики рынка подчеркивают, что в конечном счете для эффективной борьбы с пиратством останется три варианта: законодательная блокировка всех VPN–сервисов, массовое введение системы цифровых отпечатков и идентификация пользователя при загрузке контента в Сеть.
"При этом можно дать сайтам возможность выбора: или нести ответственность за контент самостоятельно, сохранив анонимность пользователей, или добавить аутентификацию посетителей сайта, чтобы их можно было персонально наказывать за распространение нелегальных файлов", — считает глава Ассоциации по защите авторских прав в интернете Максим Рябыко.
Представители видеоиндустрии напоминают, что главными партнерами пиратов зачастую являются онлайн–казино. В связи с этим неочевидным, но эффективным способом борьбы с видеоресурсами стало бы разрешение на блокировку сайтов, на которых размещена реклама игорного бизнеса.
Впрочем, аналитики относятся к перспективам борьбы с пиратством достаточно пессимистично. "К сожалению, отставание принимаемых законов и создающихся инструментов от актуальных проблем рынка составляет порядка полутора лет. Закон о блокировке зеркал пиратских сайтов был принят спустя более чем год с момента активного развития подобного рода обхода блокировки сайта", — напоминает представитель Group–IB Дмитрий Тюнькин.
Наша ассоциация в основном занимается консольными играми, но в компьютерной сфере ситуация идентичная. Отрасль не объединена в какую–то единую организацию, поэтому наш голос особо не слышат. Это упрек в сторону как разработчиков игр, так и участников юридического процесса. Отдельные представители иногда участвуют в рабочих группах по выработке законодательства, но целиком отрасль в серьезных обсуждениях не представлена, что наносит общему делу большой ущерб. При этом пиратство в игровой индустрии уже постепенно уходит от торрентов, поскольку взломанные версии игр зачастую работают с ограниченным функционалом (например, не дают доступ к онлайн–игре). Поэтому сегодня чаще пираты пользуются взломанными аккаунтами игровых сервисов, на которых были куплены игры. В то же время пиратство на физических носителях тоже до сих пор существует, хотя и в меньших объемах.
Феликс Розенталь
президент Ассоциации по противодействию компьютерным преступлениям
Мы считаем, что понимание законодателями авторского права уже устарело. Бернская конвенция, которая устанавливала их срок действия, принималась еще до появления интернета. К сожалению, пользователей Сети или общественные организации редко приглашают к диалогу. Кроме того, законодатели исключают из диалога одну из сторон переговоров — самих пользователей интернета. Да, они, как правило, и являются нарушителями. Но пока правообладатели не будут уважать их права и не будут с ними договариваться, они все так же будут пользоваться трекерами, и ничего не изменится.
Павел Рассудов
представитель Пиратской партии России