Крик тела. Какую пользу человеку несет боль

Автор фото: Photoxpress

Для ученых врожденная нечувствительность человека к боли — не загадка. Но каждый такой случай исследуется очень тщательно. Ведь это может пролить свет на то, как помочь миллионам страдальцев в мире. И как бы люди, живущие с хронической болью, ни мечтали от нее избавиться, у этого ощущения есть очень важная функция.

Мутация генов

Какая главная ассоциация к слову "детство"? Пожалуй, сказка. Воображение детей не знает барьеров: пара стульев с наброшенным поверх одеялом — и уже готов королевский дворец или тайная пещера. Пластиковый меч становится оружием непобедимого рыцаря, а только что выглаженная мамой простыня дарует способность мгновенного исчезновения (например, от разъяренного дракона, в которого автоматически превращается мама, стоит только завернуться в волшебный плащ–простыню). Взрослея, мы забываем про свои фантазии. Но порой и у взрослых возникают мечты о суперспособностях — вот бы телепортироваться из душного офиса на какие–нибудь Сейшелы или никогда не уставать — чтобы было время на все дела. А что если такие необычные люди и впрямь живут среди нас?
В конце марта журналисты The Guardian рассказали всему миру историю 71–летней Джо Кэмерон из Шотландии, которая не чувствует боли. Она может понять, что ее руку обжигает раскаленная плита, только по запаху тлеющей плоти. В течение 4 лет врачи отказывались искать причины ее кривобокой походки, потому что женщина не жаловалась на боль. Однако на рентгеновских снимках впоследствии обнаружилось сильное разрушение бедренного сустава. Одновременно с этим врачи выяснили, что кисти Джо поражены остеоартритом. После мучительных операций пожилая шотландка также не чувствовала сильного дискомфорта. Медики были ошеломлены этим феноменом и направили Джо Кэмерон к ученым Университетского колледжа в Лондоне, изучающим боль.
Специалисты выяснили, что женщина — носитель мутировавших генов, которые отвечают в организме за боль и панику. Эти изменения также усиливают регенерацию тканей тела шотландки. Похожие способности Джо частично передала своим детям — у ее сына притуплено ощущение боли, и он часто обжигает рот горячими напитками и едой. Открытие дало надежду на поиск новых способов лечения боли, которая сопровождает людей при большинстве заболеваний. "Миллионы людей страдают от боли, и нам определенно нужны новые анальгетики. Такие пациенты, как Кэмерон, могут дать нам реальное представление о системе боли", — говорит Джеймс Кокс, ведущий автор исследования.

Жизнь — боль

История пожилой женщины поразительна. Наверняка многим из нас хотелось бы меньше ощущать боль — например, после веселой пятничной посиделки с друзьями или первых опытов в освоении нового вида спорта. Однако боль — это важный инструмент в организме, с помощью которого он сообщает, что что–то пошло не так.
"Природой заложено, что человек не может не обращать внимания на боль. Этот механизм закрепился в процессе эволюционного развития нервной системы и всего организма в целом. С абсолютной уверенностью можно говорить о том, что ощущение боли направлено на сохранение жизни и здоровья. Однако необходимо сделать пояснение, что такая функция выполняется только одним из видов боли. Она так и называется — острая (ноцицептивная), иными словами, связанная с повреждением тканей", — говорит доцент кафедры неврологии и мануальной медицины факультета послевузовского образования ПСПбГМУ Владислав Андреев.
Как подсчитали исследователи Медицинской школы Броуди Восточно–Каролинского университета, каждый пятый человек в мире страдает от хронической боли. В большинстве случаев она вызвана артритами, поражениями нервной системы и раком. Больные сражаются не только против самих заболеваний, но и стараются успокоить организм, который все время кричит о разрушительных процессах.
Для научного мира до сих пор остается открытым вопрос об измерении степени боли. Однако у каждого человека она имеет уникальный портрет. Более того, наша способность переносить болевые ощущения все время меняется в зависимости от настроения, продолжительности сна, заболеваний и множества других факторов. В прошлом столетии на свет появился прибор для измерения болевых ощущений — алгезиметр, а для описания степени испытываемой боли люди используют шкалу от 1 до 10.

Снять и облегчить

К слову, сильную боль ни в коем случае нельзя терпеть. Временно избавить человека от неприятных ощущений призваны врачи–анестезиологи, которые об облегчении человеческих мук знают почти все. Анестезия, как известно, движется от общего к местному. И если локально обезболить тревожную точку на теле — не проблема, то погрузить человека в состояние "мертвецкого сна", чтобы он не ощутил никаких вмешательств, — задача куда серьезнее. Объем рынка анестезиологического оборудования в России составил в 2017 году $26,6 млн, прибавив за год 1,1%. Однако в большей степени его размеры определяются аппаратами, ввозимыми из–за рубежа. Производство отечественных анестезиологических приборов занимало в 2017 году более чем скромную нишу в 1,2%. "Я не назвала бы эту статистику печальной, — говорит генеральный директор "КЕЛЕАНЗ Медикал" Елена Кириленко. — Да, наше производство не так развито, но также надо понимать, что выпуск медицинского оборудования — это длинная история. На разработку, клинические испытания, доработку, регистрацию и прочие моменты уходят годы. Поэтому я думаю, что наши производители только на пути к тому, чтобы увеличивать свои объемы на рынке".
Обезболивание — важная часть паллиативной помощи, закон о которой подписан в марте нынешнего года. Девиз этого направления: если нельзя вылечить, не значит, что нельзя помочь. По данным благотворительного фонда "Вера", ежегодно в такой помощи в России нуждаются 1,3 млн человек, а если считать и родственников заболевших, то цифра увеличивается до 15 млн. Однако такая помощь нигде в мире не входит в систему ОМС, поскольку она может длиться годами.
При раковых заболеваниях боль сопровождает человека не всегда. Чаще всего она беспокоит пациентов с поздними стадиями, особенно при метастатическом поражении костей, сдавлении нервов. Обезболиванию при лечении уделяется очень большое внимание, это одно из основных направлений паллиативной помощи. Лечение боли требует серьезного мультидисциплинарного подхода с применением различных медикаментозных и немедикаментозных методов. Универсальное средство от боли вряд ли будет в ближайшее время найдено, поскольку ее развитие может быть обусловлено различными механизмами, от которых зависит подход к купированию.
Никита Волков
начальник отделений химиотерапевтического и радиотерапевтического профиля, врач–онколог ГБУЗ "Санкт–Петербургский клинический научно–практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический)"
Для описания симптомов (в том числе боли) на нашем сервисе есть специальные опросники, составленные экспертами в соответствии с нозологией и с наиболее часто встречающимися жалобами пациентов. Это помогает снизить риски возникновения врачебной ошибки, так как пациент не всегда способен найти слова для описания своей боли — в какой части тела она локализуется и какой характер имеет. Для врачей большое удобство таких опросников в том, что перед очной консультацией они хорошо знают анамнез жизни пациентов. А для последних часто решается вопрос времени и расстояний — будучи за тысячи километров от специалиста, можно получить его заключение.
Наталия Демакова
генеральный директор ООО "МАЙ ДОК"