Розница идет к дефолтам. Отчетность выявила реальный уровень задолженности в розничных портфелях банков

Нововведения в отчетности выявили реальный уровень просроченной задолженности в розничных портфелях банков

Региональные банки столкнулись с резким ростом просроченной задолженности сроком 90 и более дней по розничным кредитам. По данным отчетности на 1 марта 2019 года, по сравнению с аналогичной датой прошлого года доля проблемных долгов Энергомашбанка выросла в 5 раз, до 132,5 млн рублей, или 50% от портфеля, Витабанка — в 2,3 раза, до 203,5 млн рублей, или 37,5%. Энергомашбанк считает проблему незначительной с учетом масштабов своего бизнеса (см. комментарий на стр. 9). Витабанк отказался дать комментарий. У других банков уровень просрочки растет меньшими темпами, но превышает среднерыночный уровень.
По оценкам аналитиков, если наметившаяся тенденция на сокращение объемов кредитования сохранится, то уже к середине текущего года проблема "плохих" кредитов коснется большинства региональных банков.
Участники финансовых рынков связывают столь резкое изменение показателей с нововведениями в отчетности банков, которые вступили в силу с января 2019 года.
"На балансовые показатели банков серьезное влияние оказали изменения в подходах учета отдельных операций на основе принципов МСФО 9", — прокомментировали в ЦБ.
"Новации в отчетности разделяют проблемные кредиты на три категории, градация по просрочке разбивается на "без просрочки", менее 90 дней и более. Региональные банки столкнулись с проблемой из–за меньшей готовности к переходу на новую форму, крупные — подготовились к переходу загодя, и их изменения оказались более сглаженными", — поясняет Дмитрий Александров, главный стратег ИК "УНИВЕР Капитал".
"Проблема просроченной задолженности по розничным кредитам особенно остро стоит в региональных и небольших коммерческих банках и в основном касается необеспеченных кредитов. Вероятно, новация МСФО 9 как раз и призвана выявлять реальную ситуацию с просрочкой в региональных банках, чтобы Центробанк мог более оперативно и глубоко анализировать ситуацию и принимать необходимые меры", — полагает Нарек Авакян, начальник отдела инвестидей "БКС Брокер".
Просрочка пошла в рост и в целом по рынку. По данным ЦБ, общая доля просроченной задолженности к розничным портфелям банков на начало марта достигла 6,8%.
"По итогам февраля 2019 года ее доля выросла как относительно января, когда значение составляло 6,67%, так и в сравнении с декабрем 2018 года (5,59%)", — отмечает Карина Артемьева, старший директор финансовых институтов Национального рейтингового агентства (НРА). По ее словам, задачу по переходу на МСФО 9 банкиры решали на протяжении минимум 1 года.
Из–за новых требований к отчетности средние банки столкнулись с ростом операционных расходов. "Крупным банкам с большими масштабами бизнеса проще нести финансовую нагрузку по переходу на МСФО 9. Для небольших региональных банков затраты на переход могли значительно повлиять на ухудшение показателя операционной эффективности деятельности CTI (Cost to Income — отношение операционных затрат к доходам)", — пояснила Карина Артемьева.

Динамика портфелей

Доля просроченной задолженности растет в связи с сокращением портфелей розничных кредитов у ряда региональных банков.
Как следует из отчетности банков на 1 марта 2019 года, снижение объемов розничных портфелей по сравнению с аналогичной датой 2018 года показали минимум 40% местных банков. Так, в 1,7 раза сократили розничные портфели ПСКБ, до 527 млн, и СИАБ, до 131 млн рублей, в 1,3 раза, до 543 млн рублей, — Витабанк, в 1,2 раза — Энергомашбанк и банк "Викинг", до 264 млн и 88 млн рублей соответственно.
Находящийся на санации банк "Таврический" с долей проблемных долгов 63% от розничного портфеля сократил его объем на 4%, до 740,7 млн рублей.
Впрочем, перечисленные банки не были заметны на рынке розничного кредитования. Их совокупный портфель занимает чуть менее 1% от местного рынка. По данным Центробанка, на начало марта задолженность жителей Петербурга перед банками без учета ипотечных кредитов достигала 398 млрд рублей.

Попытка снизить

Другие петербургские банки, напротив, пытаются усилить собственные позиции на рынке розничного кредитования. И фиксируют увеличение портфелей.
Так, в 1,8 раза вырос портфель Заубер–Банка — до 1,8 млрд рублей, в 1,3 раза — у банков "Оранжевый" и "Александровский", до 3,4 млрд и 1,2 млрд рублей соответственно, в 1,2 раза — у банка "Объединенный капитал", до 1,1 млрд рублей.
У всех показавших прирост портфелей одновременно сократилась доля просроченной задолженности.
"Снижение доли просроченной задолженности достигается математическим эффектом, при котором большой объем новых кредитов компенсирует накопившиеся старые "плохие" долги и сгенерированные новые, — говорит Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ). — Таким образом, в абсолютных значениях просроченная задолженность не сокращается, а увеличивается".
Мы всегда с осторожностью относились к розничному кредитованию и никогда не были активны на этом рынке. Объем портфеля кредитов физическим лицам у Энергомашбанка настолько мал, что любые небольшие движения порождают заметные относительные изменения. Мы не считаем ни наш портфель, ни эти незначительные дефолты отражением какой–либо ситуации на рынке розницы. Учитывая малый объем просроченной задолженности, мы не рассматриваем его как событие, которое может оказывать существенное влияние на показатели банка.
Геннадий Ветров,
генеральный директор — председатель правления Энергомашбанка
Крупные коммерческие и государственные банки, представленные на рынке кредитования физических лиц и имеющие значительные розничные портфели, являются заложниками сложившейся ситуации. Реальные доходы и платежеспособность населения снижаются несколько лет подряд, что оказывает существенное давление на качество портфелей и ведет к увеличению просроченной задолженности. Сегодня на рынке создаются различные маркетинговые продукты, например сравнительно невысокая ставка по необеспеченному кредиту при обязательном условии страхования. Или так называемые льготные ставки, которые применяются со второго года кредитования. Я считаю, что появление подобных предложений — это движение по инерции, которое могут себе позволить только крупные банки. Те же, кто считает деньги, будут ужесточать риск–политику и постепенно сокращать объемы кредитования населения.
Илья Злуницын
председатель правления банка «Таврический»