Рабочий интерес. Почему при высоких зарплатах рабочих специалистов по-прежнему не хватает

Автор фото: Валентин Беликов

Центры переподготовки заявляют о буме рабочих специальностей, а промышленность — о дефиците профессионалов за станками и пультами. И пока парадоксы поджидают там, где им никто не рад, сами рабочие могут надеяться на достойное и даже растущее денежное вознаграждение.

Разговоры о престиже рабочих специальностей давно набили оскомину. Иногда даже кажется, что на продвижение идеи о "нестыдности" работы руками государственных денег вовсе выделять не стоит: и без того такие профессии должны быть востребованнее некуда.
Судите сами: один за одним центры повышения квалификации делятся положительной динамикой по части обучения рабочего персонала. Да и эксперты ВНИИ труда не отстают и объявляют профессию сварщика дуговой сварки одной из самых высокооплачиваемых в стране. Судя по усредненным открытым данным банка вакансий "Работа в России", HeadHunter и SuperJob, эти специалисты в месяц получают на руки не меньше 100 тыс. рублей.
И вроде бы по законам рынка за зарплатой, явно превышающей средние показатели по городу и стране, должны выстраиваться целые очереди из соискателей. В реальности же ситуация прямо противоположная: работодатели говорят даже не о нехватке, а о тотальном дефиците профессионалов.
Так, например, с проблемами в поиске рабочих регулярно сталкивается Северная верфь. "Происходит это из–за полной загруженности судостроительных и судоремонтных предприятий Петербурга. К тому же работники отрасли востребованы в принципе в любой промышленности благодаря высокой квалификации. Еще нам недостает выпускников со средним профессиональным образованием — сразу после выпуска их массово призывают в армию, и в период службы они теряют квалификацию. При этом молодежь не желает трудоустраиваться на судостроительные предприятия из–за низкого начального уровня зарплаты, который не покрывает высоких ожиданий молодых работников", — говорят на предприятии и добавляют, что на деле престиж рабочих специальностей до сих пор так и не повысился.
Жалуются на своеобразный кризис и профильные рекрутинговые компании, которые занимаются "хантингом" узконаправленных специалистов. Так, в кадровом агентстве "Рабочая биржа труда" признаются: нехватка квалифицированных кадров в рабочих специальностях с каждым годом только возрастает. "Это связано с многолетним застоем в сфере среднего специального образования на фоне того, что возраст специалистов старой школы только увеличивается. Бесспорно, в условиях дефицита работодатели должны использовать все возможные ресурсы для поиска и привлечения специалистов. Но уже сейчас остро стоит вопрос создания учебных центров на базе производственных предприятий — кузниц для выращивания собственных кадров", — отмечают в агентстве.

И тебя выучим

И пока предприниматели и рекрутеры только думают о необходимости "школ" при промышленных комплексах, специализированные центры уже начали готовить самородков самостоятельно. Так, в институте повышения квалификации "ТехноПрогресс" говорят о небывалом наплыве учеников. Например, в 2017 году общая численность рабочего персонала, обученного в петербургском филиале института, составила 1746 человек, но уже в 2018 году отсюда выпустились 2277 "модернизированных" профессионалов. Среди востребованных специальностей — стропальщики, сварщики и лифтеры.
"Просто сейчас рабочие профессии популяризируются на государственном уровне. Для этого проводятся конкурсы профессионального мастерства как для молодого поколения, так и для предпенсионеров. У молодежи интерес к рабочим специальностям повышается еще и потому, что профессиональные образовательные учреждения, как правило, гарантируют стопроцентное трудоустройство. И когда выпускникам школы необходимо выбрать, поступать в вуз или в профессиональный колледж, молодые люди все чаще выбирают "синицу в руках", — объясняет причины бума на обучение Светлана Шевченко, ректор института "ТехноПрогресс".
В институте также добавляют, что сейчас в Петербурге наиболее востребованы строительные рабочие специальности — арматурщики, бетонщики, монтажники, плотники, изолировщики.
Тенденция объясняется тем, что современные строительные компании стремятся к нулевому травматизму, а достичь этого показателя можно исключительно благодаря квалифицированному персоналу.
В городском Центре занятости населения справедливость высказывания подтверждают и развивают, приводя в доказательство свежее исследование НИУ ВШЭ. Судя по статистике, единственной подгруппой квалифицированных рабочих, потребность в которых будет стабильно возрастать до 2021 года, станут профессии в строительной сфере. А вот текстильной промышленности повезет меньше: в работе отмечается, что в среднесрочной перспективе сохранится высокая доля трудодефицитных предприятий отрасли.
Не стоит расслабляться и тем работодателям, которые ищут поваров, водителей и подсобных рабочих — именно так выглядит первая тройка "Горячей десятки рабочих профессий" от Центра занятости. За профессионалов стабильно сражаются от 100 до 250 работодателей — только и гляди, чтобы не увели идеального кандидата. С 2018 года в десятку "ворвались" также арматурщики и кондукторы — вакансий, а значит, и выбора для них становится все больше.
"Скорость закрытия вакансий во многом зависит от самих соискателей — опыта работы, квалификации и заинтересованности в предлагаемой должности", — говорят в Центре занятости населения и отмечают, что в то же время компании не всегда готовы трудоустроить людей без опыта.
Видимо, некоторые работодатели лукавят, когда говорят, что готовы с пылу с жару хватать только что выкованные колледжами и техникумами кадры.

Плата за руки

И все же куда податься тем промышленникам, которым и "быстрые" кадры нужны, и опыт важен? Однозначное мнение сформировала "Рабочая биржа труда": "Сегодня рабочие чаще прибегают к интернет–ресурсам для поиска работы. Люди размещают свои резюме, но зачастую составляют их неполно. Бывает, такие резюме вовсе не соответствуют описаниям вакансий. К тому же процент интернет–охвата невелик, и именно поэтому основным источником для поиска кандидатов так и остаются специализированные кадровые агентства, которые обладают базой специалистов, собранной офлайн–способом и через сарафанное радио".
При этом в кадровом агентстве предупреждают: помимо трат на "хантерство" работодателей, которые намерены найти лучшие рабочие руки, могут ждать и дополнительные издержки.
Зачастую компаниям нужно быть готовыми к транспортным расходам, которые обычно компенсируются при переезде нового работника.
Не стоит забывать и о возможных тратах на его проживание, питание, медицинскую комиссию и самые разные квалификационные документы — например, на "высотный допуск".
И хотя в большинстве случаев вакансии, по словам рекрутеров, "закрываются" специалистами из Петербурга и Ленинградской области, в "рабочей среде" есть место приглашениям профессионалов из других регионов. Перспективу такого шага не отрицают и на Северной верфи: "Пока мы не компенсируем затраты на переезд, но в перечень финансируемых мероприятий по привлечению основных производственных рабочих на текущий год мы такую заявку подали. Также многие годы мы частично оплачиваем затраты иногородних работников на наем жилья в Петербурге".
Итак, налицо первые плоды популяризации рабочих специальностей, но "со звездочкой" — то есть с уточнениями. По большей части ажиотаж поддерживают кадры, уже состоявшиеся и лишь работающие на повышение квалификации. И таких, как заведено, на всех желающих не хватает. Бум обращается дефицитом, а дефицит — дополнительными тратами для работодателей.
Похоже, пора раскошелиться не на топ–менеджмент, а на рабочих: теперь золотые руки и стоят соответствующе.