Лукавый май. Сколько заработает и потеряет бизнес Петербурга на майских праздниках

Автор фото: ТАСС

Наступающие майские праздники окажутся как никогда длинными. Перенос сразу 3 выходных дней с января и февраля на май, по сути, превратил предстоящие 12 дней во вторые новогодние каникулы. Деловая жизнь практически остановится. Но есть сферы, для которых праздники, наоборот, благо. "ДП" попытался определить ключевые из них.

В нынешнем году в начале мая официальных выходных дней не пять, как в прошлом, а сразу девять. Длинные праздники — это всегда снижение деловой активности, повод для переноса переговоров и времени закрытия сделок, сдвиг производственных циклов. Это и дополнительные затраты для работодателей, особенно для тех, кто платит фиксированную зарплату: в апреле было 22 рабочих дня, в мае ожидается лишь 18, а расходы на фонд оплаты труда те же. Зато в каникулы оживают такие сектора, как туризм, розничная торговля, индустрия развлечений.

Туризм — наше все

С наступлением майских праздников начинается сезон для тех, кто занимается приемом туристов в Санкт–Петербурге. С конца апреля начинают прибывать большие группы туристов, открывается морская и речная навигация. "Майские праздники всегда были популярны и на внутреннем туристическом рынке. За счет этих выходных операторы получают около 15% годовой выручки", — отмечает директор петербургского филиала ООО "Туроператор Интурист" Александр Мусихин.
По его словам, в предстоящие выходные в Петербурге ожидается увеличение турпотока как на въезд, так и на выезд — по разным оценкам, на 15–20%.
Вместе с туроператорами на рост выручки рассчитывают и отельеры. "На праздниках ожидаем более чем 80%–ную загрузку. При сохранении того же уровня цен спрос в этом году выше, чем в прошлом. Есть основания надеяться, что высокий сезон — 2019 будет удачным", — говорит генеральный директор пятизвездочного отеля Domina St. Petersburg Кристина Кузнецова.
Еще одна отрасль — выгодоприобретатель от роста выездного туризма — страховая. "Количество купленных на период праздников страховок для поездок за границу ежегодно растет в 2 раза", — подчеркивает руководитель СК "Сбербанк страхование" Дмитрий Попов. Кроме того, отмечает он, в майские праздники традиционно наблюдается рост страхования имущества физических лиц. В этот период петербуржцы активно переезжают за город, поэтому стараются обеспечить страховой защитой свои квартиры, а также загородные дома и дачи — от непредвиденных ситуаций. "У нас в майские праздники число сделок по страхованию квартир увеличивается на 20%, загородных домов — на 16%", — утверждает Дмитрий Попов.
Операторы сотовой связи во время майских праздников значительно увеличивают доходы за счет растущего трафика в зоне роуминга. Представители "большой четверки" рассказывают, что во время поездок абоненты активнее пользуются за рубежом как сотовой связью, так и мобильным интернетом. Как правило, они публикуют фото и видео из путешествий в социальных сетях.
"Чаще всего на майские праздники петербуржцы выезжают в Финляндию. В 2018 году на это направление пришлась четверть поездок за рубеж. В связи с этим оператор подготовил предложение, в котором исходящие вызовы из Финляндии в Россию стоят как дома", — поделились в Tele2.
А вот в МТС подметили, что во время новогодних каникул абоненты компании стали активнее пользоваться телемедицинскими услугами. "Мы ожидаем аналогичного всплеска на майские праздники, когда у многих абонентов нет возможности получить оперативную консультацию врача, например за границей или на даче", — рассказали в пресс–службе оператора.
С оттоком людей из города в праздничные дни падает внутригородской пассажиропоток. Директор занимающегося автобусными перевозками ООО "АТП Барс–2" Андрей Заботин сравнивает майские праздники с затянувшимся воскресным днем. "На загородных маршрутах пассажиропоток увеличивается, на городских — падает. Но суммарно он снижается, и довольно серьезно", — говорит Андрей Заботин.
"Объем пассажирских перевозок в начале мая падает почти вдвое. Праздники серьезно скажутся на финансовом состоянии компании", — прокомментировал директор по перевозкам компании "Питеравто" Роман Юренев.
Не заработают на длинных каникулах и государственные перевозчики. В "Горэлектротрансе", например, рассказали "ДП", что в апреле 2018 года предприятие перевозило порядка 950 тыс. пассажиров в сутки, а в первые дни мая — лишь 500 тыс.

Многое зависит от погоды

Принято считать, что майские праздники — золотое дно для торговли, общепита и досуговых заведений. Но это тоже во многом стереотип.
По словам регионального директора "Леруа Мерлен Восток" Алексея Лесникова, объемы продаж гипермаркетов в последнюю неделю апреля и в первую неделю мая почти не отличаются. "Рост отмечается только 1–2 мая: люди закупаются впрок, а в остальные дни уже отдыхают", — констатирует он.
"Майские праздники незначительно меняют выручку торгово–развлекательных комплексов, так как многие посетители уезжают на праздничные дни за город или за рубеж. При этом в хорошую погоду посещаемость увеличивается до 10%. Особой популярностью в эти дни пользуется развлекательная зона — кинотеатр, кафе, рестораны", — говорит руководитель PR–отдела ТРК "Атлантик Сити" Ольга Петрова. С ней согласна и директор департамента рекламы и маркетинга УК "Адамант" Алена Мариничева. "Традиционно в период длительных майских праздников посетители ТРК отдают предпочтение развлекательной составляющей. В это время посещаемость находится на уровне обычного выходного дня, а спросом в большей степени пользуются кинотеатры, кафе и другие зоны отдыха. Но многое зависит от погоды. В случае аномальной жары горожане предпочтут шопингу отдых на природе. И противопоставить этому нечего", — подчеркивает она.
Не в силах бороться с хорошей погодой и рестораторы. "Сложно предугадать, в какие из праздничных дней спрос вырастет, а в какие упадет, — рассказывает коммерческий директор сети кафе "На парах" Егор Качура. — Год от года в заведениях общепита в начале мая формируется неоднородная выручка. Как–то пару лет назад после акции "Бессмертный полк" в кафе и ресторанах наблюдался аврал из–за плохой погоды. В прошлом году, наоборот, выдался солнечный день, поэтому петербуржцы гуляли по городу, заведения стали заполняться только к вечеру".

Клиентам — прописку в интернете

Банкиры длинные праздники катастрофой для себя не считают. Одна из главных причин — растущая популярность мобильного и интернет–банкинга.
"Главный вызов в эти дни — неравномерность клиентопотока в филиальной сети до и после праздников, — отмечает заместитель председателя правления банка "Санкт–Петербург" Оксана Сивокобильска. — Клиенты стараются свои финансовые дела решить заранее, до праздников, либо сразу после них. Одновременно растет использование цифровых каналов, что обеспечивает динамичное продвижение в направлении нашей стратегической цели — перевода большей части операций в цифровые каналы обслуживания".
"В первой половине мая в связи с чередой праздников в Петербурге у банков сокращается число выдаваемых кредитов, проданных финансовых продуктов и предоставленных услуг. С другой стороны, сокращаются и издержки, связанные с работой банковских офисов. Так что ключевым моментом влияния праздников на банковский бизнес является рост доли клиентских операций, совершаемых дистанционно, в первую очередь с помощью мобильного банка", — подчеркивает заместитель управляющего по розничному бизнесу Северо–Западного филиала банка "Открытие" Ирина Зуева.
Оригинальный способ борьбы с майским затишьем на рынке изобрели девелоперы. Уже не в первый раз они намерены использовать длинные выходные для продвижения объектов. Например, организуют автобусные туры по своим стройкам.
"В начале мая многие петербуржцы стараются уехать из города, поэтому мы ощущаем традиционный спад покупательской активности клиентов именно из Санкт–Петербурга. В то же время в этот период к нам обращаются клиенты из других городов России, которые приехали в Северную столицу чтобы не только насладиться достопримечательностями, но и приобрести квартиру. Поэтому, можно сказать, что спада или подъема мы не ощущаем", — рассказала директор по продажам "Эталон ЛенСпецСМУ" Ирина Соловьева.
Но в целом подавляющая часть предпринимателей согласны, что слишком длинные выходные не являются благом ни для их бизнеса, ни для экономики страны в целом. По мнению председателя правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергея Федорова, новогодние и майские праздники наносят ущерб производству и ВВП, а также поступлению в бюджет налогов.
"Малые и средние предприятия в эти праздничные дни часто не выполняют постановление правительства по предоставлению выходных дней. На всех крупных заводах города чаще всего производство останавливается, исключение составляют только предприятия с непрерывным циклом. Эти праздники отрицательно влияют и на качество труда, ведь после них отдохнувшим работникам снова нужно входить в рабочий режим", — подчеркивает Сергей Федоров.
Мне кажется, что такое количество выходных дней в целом вредит экономике страны, но при этом есть две основные сферы, которые в праздничные дни получают повышенный доход, — это общественное питание и индустрия развлечений. На розничную торговлю именно майские праздники никак не влияют. А вот промышленность, как правило, простаивает. Не стоит забывать, что для работы сотрудников в праздничные дни требуется повышение заработной платы, а это влечет увеличение издержек. Также с точки зрения психологии такие затяжные выходные плохо влияют на работоспособность сотрудников, так как после праздников требуется время на то, чтобы снова войти в нормальный рабочий режим, а следовательно, производительность труда снижается.
Владимир Меньшиков
председатель совета Союза малых предприятий Петербурга
Указ о майских праздниках был объявлен заранее, и это помогло скорректировать работу многих крупных предприятий и выстроить в целом план производства. Для сферы услуг, транспортных компаний и многих представителей малого бизнеса это время зарабатывать деньги. На крупных предприятиях конвейеры тоже никто останавливать не будет: самое главное, чтобы был спрос на производимую продукцию. Можно по–разному решить проблему длинных выходных. Некоторые работодатели платят повышенную заработную плату или компенсацию за выход в нерабочие дни. Понятно, что предприятия несут некоторые убытки, но они не столь существенны.
Владимир Катенев
президент Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты

В контексте

В 101–й раз россияне смогут насладиться радостью выходного дня 1 Мая. Такой статус за ним впервые официально был закреплен в 1918 году. Немцам пришлось трудиться в этот день на 15 лет дольше: им праздник труда подарил Гитлер в 1933–м, через несколько месяцев после прихода к власти.
Празднование 1 Мая как Международного дня борьбы трудящихся за свои права было предложено II Интернационалом в 1889 году в память о жертвах этой борьбы. Но, разумеется, в капиталистических странах он никакого официального статуса не имел. В Советской России, где рабочие уже победили, праздник носил мемориальный характер. Так, в Кодексе законов о труде РСФСР 1918 года говорится: "Производство работы воспрещается в следующие праздничные дни, посвященные воспоминаниям об исторических и общественных событиях" — и перечисляются шесть событий, из которых только Новый год можно отнести к общественным.
Остальные — день 9 января 1905 года (празднуется 22–го, по новому стилю), низвержения самодержавия, Парижской коммуны и Пролетарской революции. 1 Мая называется "Днем Интернационала". Еще через 10 лет выходным стало и 2 мая. В постановлении ЦИК СССР, вводившем этот выходной, говорилось: "В текущем году день 2 мая празднуется за счет дня 24 мая (Вознесение)".
До Гитлера немцы один раз успели официально отпраздновать 1 Мая — в 1919 году. Когда к власти в 1933–м пришла Национал–социалистическая рабочая партия, она учредила День национального труда. "Почитайте труд и уважайте рабочего! Немцы всех сословий, социальных слоев и профессий, пожмите друг другу руки!" — провозглашал министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс.
Уже на следующий день после пафосных первомайских торжеств нацисты разгромили все профсоюзные организации, но Первомай оставили, правда превратив его из рабочего в национальный Праздник немецкого народа.
Нацистский режим был уничтожен и не успел сгнить, как советский. Поэтому мы не знаем, во что мог бы выродиться фашистский Первомай. Но знаем про позднесоветский: как колонны трудящихся, наряженные от предприятий, демонстрировали свою солидарность на улицах города, а потом шли разговляться водочкой.
Теперь постсоветские граждане посвящают этот день дачному отдыху. Во Франции 1 Мая улицы городов заполняются многотысячными профсоюзными демонстрациями, а в Германии леваки бьются с правыми, и все вместе — с полицией. Два не противоречащих друг другу вывода можно сделать из этой истории. Один: так великое обращается в полезное. Другой: каждому — свое.
Антон Мухин