Мал лимон, да дорог

"Деловой Петербург" провел конкурс "Молодые миллионеры" уже в восьмой раз. Предпринимателям, вышедшим в финал, пришлось решать бизнес–кейсы на глазах у миллиардеров в жюри.

Финал премии и церемония награждения состоялись в ресторане Royal Beach на Крестовском. С каждым годом желающих побороться за звание главного "Молодого миллионера" города становится все больше. Для участия в ММ–2019 было подано более 100 заявок.
Как обычно, в финал вышли 10 лучших молодых предпринимателей Петербурга, которые смогли пройти через сито предварительного отбора. В сумме топ–10 молодых бизнесменов заработал в 2018 году более 1,3 млрд рублей — на продуктах питания, гостиничном сервисе, разработке инженерных систем, геодезических работах, преподавании языков и хоккейных тренировках.
Церемонию по традиции открыл главный редактор "Делового Петербурга" Артемий Смирнов, который пожелал успеха всем участникам: "Ротация важна везде. В бизнесе — это свежая кровь и молодые лица. Надеюсь, что они запомнятся жюри и у них появится шанс на бурный рост карьеры".
В первой части мероприятия отметили молодых лидеров петербургского бизнеса по мнению "ДП" — тех, кто отличился как лучший работодатель, вырвался вперед по обороту, имеет самую долгую историю компании и создал самый выдающийся стартап. Среди самых "оборотистых" компаний также образовался собственный топ. Для сохранения интриги начали, разумеется, с третьего места — его заняла Татьяна Соловьева, учредитель компании "Салют Талантов". Оборот ее компании в 2018 году достиг 360 млн рублей. Самый первый "Молодой миллионер" Кирилл Остапенко, владелец компании "Велодрайв", подарил Татьяне велосипед с напутствием "уехать за миллиардом". Серебро досталось основателю сети магазинов верхней женской одежды Velvet Season Андрею Гачкову. В 2018 году его сеть из 30 магазинов в семи регионах России принесла ему выручку 393 млн рублей. И на самую верхнюю ступень поднялся учредитель компании "ЛИИС Инженерные решения" Вадим Заяц — в прошлом году годовая выручка составила 650 млн рублей.
Также вручили подарки в специальных номинациях от членов жюри. Так, основатель компании ShokoBox Андрей Шарков получил сертификат номиналом 200 тыс. рублей на продвижение своей компании от директора по бизнес–продуктам "ВКонтакте" Андрея Новосельского. Дмитрий Андреев, владелец Creative Call Project, выиграл сразу в двух номинациях: как работодатель, который дал работу 220 специалистам, и предприниматель, особо отмеченный компанией Philip Morris.

Приручить через капучино

Затем ведущие Кирилл Набутов и Дарина Шарова объявили следующую часть мероприятия: жюри предстояло выбрать из топ–10 пятерку финалистов, среди которых и будет разыгран главный приз. Участников разбили на пять пар. Каждой предстояло решить свою бизнес–задачку, демонстрируя смекалку и предпринимательское мышление. За лучшего ответившего члены жюри поднимали таблички — за "красного" или "белого" конкурсанта (согласно присвоенному цвету).
Одно из заданий на выбывание звучало так. За рубежом предпринимателям удается монетизировать свои связи внутри городского соседского сообщества, это явление даже имеет свой термин — "приручение целевой аудитории через капучино". Паре дуэлянтов предлагалось представить, что они — владельцы сети из восьми магазинов фермерских продуктов в центре города, и ответить на вопрос, как они смогут переложить опыт зарубежных коллег на петербургскую реальность.
Симпатии жюри достались основателю компании по инжинирингу и монтажу конструкций из стекла и металла "ГЛАССКОНА" Юрию Можейко. Бизнесмен к воображаемым магазинам присовокупил фермерское хозяйство и предложил организовать экскурсии на ферму, договориться о рекламе магазинов с жилыми комплексами и составить специальное меню для спортсменов. В итоге в каждой паре определился лидер, и в следующий тур вышли Андрей Шарков (ShokoBox), Алена Енова (HotelKit), Андрей Гуляев (Don’t Speak), Юрий Можейко ("ГЛАССКОНА") и Дарья Лаврова (Chocolate Bar).

Лимон в позолоте

Следующий этап конкурса под названием "Вопрос на миллион" выявлял эрудицию финалистов: им предстояло ответить на вопросы из истории мировой экономики, сформулированные в формате игры "Что? Где? Когда?". На сцену вынесли конверты с заданиями для каждого участника. Например, Алена Енова пыталась догадаться, на чем отец конвейерного автомобилестроения Генри Форд завещал потомкам не экономить даже в тяжелейшие времена. Правильный ответ на свой вопрос дал только один участник соревнования. Дарья Лаврова совершенно верно догадалась, как связана известная экономическая теория с романом Льва Толстого "Анна Каренина", и заслужила симпатию жюри и зрителей, а также дополнительный голос в виде золотого лимона. Вот уже несколько лет подряд жюри конкурса "Молодые миллионеры" голосуют за понравившихся претендентов лимонами.
Наконец, последний этап конкурса предлагал участникам в буквальном смысле заглянуть в будущее. По условиям задачи, на Земле наступил 2170 год. На туристическом рынке успешно работает межгалактическая турфирма "Космотревел", которая хотя бы однажды обеспечила незабываемый отдых на планетах системы Глизе 15% утомленных землян. Однако и в далеком будущем бизнес будет сталкиваться с разными препятствиями, их и пытались обойти претенденты на первое место.

Космические заботы

Например, Андрей Шарков порекомендовал уволить правнука Рогозина после того, как услышал, что Земляпотребнадзор выступил с рекомендацией воздержаться от путешествий на планеты системы Глизе из–за низкого качества воды. Дарья Лаврова, когда перед "Космотревелом" встали риски оттока клиентов из–за ужесточения требований правительства системы Глизе к въездным документам и срокам их выдачи, порекомендовала компании открыть дочернюю фирму, которая занимается оформлением документов в ускоренном порядке.
После всех каверзных вопросов для финалистов настал момент истины. Членам жюри предстояло отдать голос одному из них, опустив свой голос–лимон в копилку наиболее понравившегося участника. Нос к носу к званию "Молодой миллионер" шли Дарья Лаврова и Андрей Гуляев: миллиардеры словно разделились на две очереди, чтобы отдать свои голоса фаворитам.
Подсчет голосов показал, что в вазе первой участницы оказалось шесть лимонов, но Андрей Гуляев опередил ее на три цитруса и закономерно получил звание "Молодой миллионер". Церемонию завершила генеральный директор "ДП Бизнес Пресс" Наталия Шелудько, вручившая победителю заслуженную награду и сертификат на рекламу в "ДП" на 300 тыс. рублей. Новый "Молодой миллионер" подчеркнул, что лимоны в вазе от ветеранов бизнеса гораздо ценнее "лимонов", периодически падающих на расчетный счет его компании.
До этого, в 2015 году, он уже становился участником конкурса, но даже не попал в топ–10, хотя и выиграл в номинации "Стремительное развитие". Тогда оборот его школы вырос с 2 млн до 20 млн рублей за год. "Я пообещал себе, что вернусь и попаду в топ–10, — признался предприниматель. — Честно говоря, я подал заявку на конкурс в самый последний день, еле успел. И совершенно точно не ожидал, что стану победителем премии. Это очень круто, спасибо за такую высокую оценку".