На повышенных тонах. Правительство пошло на уступки нефтяникам и решило скорректировать демпфирующий механизм

Автор фото: Сергей Коньков
Заодно власти добавили акцизов, посчитав, что такая мера может снизить долю контрафакта на рынке. Одновременно с этим бунтует недовольная налоговым маневром Белоруссия, обвиняющая Россию в поставках некачественной нефти.

Urals, мы все потеряли

Нефтяной мир буквально сотрясали новости, упавшие разом за несколько дней. Российское правительство продлило с нефтяниками договор о стабилизации цен на топливо — с новыми пунктами. Так, решено скорректировать формулу демпфирующего механизма, чтобы увеличить сумму компенсаций нефтяным компаниям. Эта мера откусит часть притока в бюджет. Однако, чтобы компенсировать выпадающие доходы, вводятся акцизы на такие нефтепродукты, как средние дистилляты, вакуумный газойль, мазут. И вместе с тем вводится вычет акциза для нефтепродуктов, которые используются для заправки судов, дальнейшей переработки, производства тепла и электричества. "Частично предлагаемые меры затронут и рынок контрафактного топлива, прежде всего дизеля, который, по экспертным оценкам, составляет около 30% (около 9 млн т в год). Это огромные деньги, которые идут мимо бюджета. Например, возвратный акциз на заменители дизтоплива позволит контролировать, что топливо действительно ушло в котельную, а не в бак автомобиля", — говорит первый заместитель гендиректора ООО "ПТК" Леонид Чурилов.
При ценах на нефть от $55–57 до $80 за баррель нефтедобывающие компании будут дополнительно платить 75 рублей за тонну в виде надбавки к налогу на добычу полезных ископаемых. Если цена на черное золото вдруг превысит отсечку $80 за баррель, то, следуя из формулы, надбавка может составить от 75 до 204 рублей за тонну. Без передышки на "майские" нефтяные компании будут больше платить в казну при экспорте добытой нефти — прайс вырастет на $7,2 (до $104,6 за тонну).
"Казалось бы, чего проще. Механизм изначально настроен так, что при определенных условиях ставка демпфирующего механизма может принимать как отрицательные, так положительные значения, — говорит генеральный директор АО "РКИ" Виктор Костюков. — В случае отрицательной ставки производители топлива обязаны выплачивать в бюджет некие рассчитанные по формулам суммы, а при положительных значениях — получать субсидию из бюджета. При грамотном, вдумчивом подходе к выбору цен отсечения на бензин и дизель годовой баланс может и должен быть нулевым. То есть сколько нефтяники внесут в бюджет в неблагоприятные для них периоды, столько же и должны получить из него в благоприятные периоды. На этом критерии и должен был отрегулирован механизм сглаживания внутренних цен от резких колебаний на внешних рынках. Как, спрошу я вас, можно утихомирить внутренний рынок с таким подходом? Только заморозкой розничного рынка, к чему и прибегают власти как к последней и радикальной мере, чтобы только не получить на площадях акты социального недовольства".
Минэкономразвития рассказало, что ждет снижения цен на нефть марки Urals. В 2019 году стоимость может упасть до $63,4 за баррель, а в 2020 году — до отметки $59,7 за баррель. Ведомство объясняет такой прогноз тем, что в ближайшие годы цены на нефть будут определяться предложением на рынке, которое, вероятно, будет только увеличиваться — исходя из наращивания добычи в США и странах ОПЕК+. А нестабильность поставок из крупных стран (прямое указание на Венесуэлу) явно не будет дополнительной опорой для устойчивости рынка энергоносителей. Однако 2018 год закончился для Urals вполне позитивно: цена марки выросла на 32% — до $70,01 за баррель.

Кейс на грязной нефти

На неделе снова повысился тон диалога между Россией и Белоруссией. Со стороны соседей слышатся истеричные нотки, которые будут тем сильнее, чем ближе наша страна будет к завершению налогового маневра в 2024 году.
Начнем с последних новостей: Белоруссия заявила, что из–за поставок "грязной нефти" из России может сломаться оборудование на двух НПЗ в Гомельской и Витебской областях, а потому нефтепереработка снижается на 50%. Это стало поводом поставить на паузу экспорт светлых нефтепродуктов на Украину, в Польшу и страны Балтии, пока "Дружба" не даст настоящее черное золото. Кроме того, "Белнефтехим" заявил, что потребует компенсаций.
Этот выпад в адрес России не первый. Минск начал нервничать еще в 2015–м, когда Москва заявила о старте налогового маневра. В двух словах он подразумевает повышение НДПИ и обнуление экспортной пошлины на нефть. Белоруссии сейчас комфортно — она беспошлинно импортирует нефть из России (по ценам существенно ниже мировых), перерабатывает и сбывает продукты другим странам. После завершения налогового маневра российская нефть для соседей будет стоить почти как для всех остальных, а это существенно снизит рентабельность ее переработки. Минск подсчитал, что в этом году бюджет недополучит $300 млн, а в ближайшие 6 лет убытки составят $10 млрд.
Пытаясь набить себе цену, Белоруссия заявила, что будет импортировать нефть с мирового рынка через порты Балтии, за что регион будет получать продукты переработки по сниженным ценам. Однако эта стратегия не выглядит убедительной — перевалка в портах не будет выгоднее нефтепроводной поставки. "Белоруссия обладает весьма скромными реальными возможностями торга с Россией в плоскости компенсации налогового маневра, — считает главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович. — Найти достойную альтернативу российским нефтяным поставкам для Белорусской Республики сейчас почти невозможно. В самой Белоруссии не раз поднимался вопрос о разработке направления покупки нефти у стран Прибалтики — Латвии и Литвы, однако он так и не получил какой–либо реализации. Если предположить, что такая система поставок нефти на Белоруссию из Прибалтики все же будет реализована, то для поддержания приемлемой маржинальности белорусским НПЗ придется увеличивать конечную цену своих нефтепродуктов, что значительно понизит их конкурентоспособность на балтийском рынке".
По словам эксперта, попытка "сопротивляться" налоговому маневру в России не принесет Белоруссии существенных выгод, а наиболее вероятным кажется решение вопроса через возможные разовые компенсации — кейс с "грязной нефтью" тому пример.

Иран сливают

США запретили восьми крупнейшим странам–импортерам (это Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция) покупать иранскую нефть. Ранее им было дано на это высочайшее американское дозволение — сроком на 6 месяцев. Но со 2 мая над ними нависнет угроза вторичных санкций, если хоть один баррель нефти покинет иранскую землю. Таким шагом США планируют свести к нулю импорт нефти из Ирана. Рынок отреагировал на это взлетом котировок: цена Brent перевалила за $74, чего не видели с октября 2018 года. По данным Bloomberg, в марте Иран поставлял на рынок около 1,3 млн баррелей в день. Теоретически в освободившуюся нефтяную дыру могут разом ринуться США, страны ОПЕК и, конечно, Россия.
По данным Bloomberg, Саудовская Аравия и ОАЭ могут в короткий срок выбросить на рынок до 1,5 млн баррелей нефти в день. "В теории США действительно могут довести до логического завершения историю с запретом на импорт нефти Ираном, — комментирует старший аналитик информационно–аналитического центра "Альпари" Анна Бодрова. — Но это небыстрый процесс, потому что, во–первых, из поставок сразу выпадает серьезный объем нефти, который заместить может только Саудовская Аравия (а ей тоже нужно время), во–вторых, в истории фигурирует Китай как один из основных покупателей иранской нефти. Есть мнение, что Вашингтон не захочет сейчас ссориться с Пекином, так как на проработку источников, которые могут перекрыть объем нужной Китаю нефти, тоже нужно время, а это может осложнить и без того непростой процесс торговых переговоров. Однако Штаты любят сложные кейсы, и с большой долей вероятности можно говорить о том, что в данном случае Вашингтон пойдет до конца. В цене на нефть уже учтен этот спекулятивный фактор, но он продолжает поддерживать "быков" и сохраняет в силе ралли в сырьевом секторе. На волне обострений Brent может подниматься в область $76–78 за баррель, но вряд ли удержится у этих пиков".