Тут необязательно занимать первые места. О лидерах вооружения

 

В то время как репетиции военных парадов в Москве и Петербурге сжимают автомобилистам и без того скудные возможности передвижения, что огорчает, Стокгольмский институт изучения проблем мира (SIPRI) объявляет: Россия впервые с 2006 года не вошла в пятерку стран — лидеров по военным расходам, что радует. И даже очень. Несмотря на ожесточающуюся милитаристскую риторику, мантры о сжимающемся вокруг нас кольце врагов, в паранойяльный раж страна не впадает. Реально пока побеждает голубиная башня власти. Да–да, представляете, ястребы–то в ауте! Не верите? Но по расходам пока получается именно так.
По данным экспертов SIPRI, наша страна снижает траты на армию второй год подряд. В 2018 году российский оборонный бюджет составил $61,4 млрд, что на 3,5% меньше, чем в 2017–м. А вот мировые военные расходы в 2018 году достигли самого высокого уровня за последние три десятилетия и в общей сложности составили $1,8 трлн — на 2,6% больше, чем в предыдущем 2017–м. Соединенные Штаты, потратившие на военные нужды $649 млрд (в 10 раз больше, чем мы, миролюбивые), заняли первую строчку рейтинга. Но их расходы на содержание армии никак не коррелируются с уровнем жизни работающих в других сферах граждан, а наши почему–то завязаны напрямую.
Конечно, цифры — вещь лукавая. Особенно в нашей стране. Во–первых, фактическое снижение по открытым источникам не исключает увеличения в закрытых статьях расходов. А на что эти деньги тратятся, известно очень узкому кругу лиц. Во–вторых, падение курса рубля и экономические проблемы косвенно стимулируют производительность труда в тех отраслях, куда государство вкладывает деньги, — в оборонке. Трудящиеся готовы за меньшую плату производить смертоносный товар достойного качества.
Мы стойко переносим сотые места в международных рейтингах по коррупции, по уровню жизни, по экономическим свободам, по размеру валового национального дохода на душу населения. Еще по десятку достаточно важных для конкретного человека показателям. Если в мировом рейтинге по военным расходам мы скатимся еще на пятерку–другую позиций, учителя и врачи смогут присоединиться к среднему классу. А там, глядишь, и другим получшеет.
Борис Мазо, редактор