Деньги — домой. Мировой тренд трудовой миграции и место России в нем

Автор фото: Интерпресс
Более полутриллиона долларов в 2018 году перевели мигранты, работающие в богатых странах, домой, в страны с низким и средним доходом.
Люди хотят жить, и жить хорошо. В поисках работы и высокой зарплаты они едут в богатые страны. Это понятно. Но и богатым странам это выгодно. Ведь если можно импортировать товары из Китая и других стран с дешевым трудом, то услуги в большинстве своем не импортируешь. Они предоставляются здесь и сейчас. Вот тут–то и нужны трудовые мигранты, для которых низкие и крайне низкие зарплаты по меркам богатых стран — просто невероятный денежный поток, настоящее богатство…
Логика проста. Чтобы удешевить товары — надо перевести производства в государства с недорогой рабочей силой и потом импортировать их продукцию. Чтобы понизить цену услуг — надо импортировать самую дешевую рабочую силу прямо к себе в страну.
Сколько трудовых мигрантов работает в богатых государствах — непонятно, ведь многие трудятся нелегально. Но зато точно известно, сколько денег они переводят домой. Эти подсчеты недавно и обнародовал Мировой банк.
Трудовая миграция быстро набирает обороты. Еще в начале 2000–х объемы перевода денег мигрантами домой составляли около $100 млрд, теперь — в 5 раз больше.
Для сравнения: трудовые мигранты зарабатывают для своих стран сегодня в 5 раз больше официальной помощи на развитие этих стран по линии международных организаций. Вдвое больше, чем портфельные инвестиции бизнеса в эти государства (покупки небольших пакетов акций). И, по прогнозам, в 2019 году превзойдут прямые инвестиции из стран с высоким доходом.
За последние 10–15 лет трудовая миграция из бедных государств в богатые стала одним из ключевых демографических и экономических трендов в мире.
Кто больше всех зарабатывает на трудовой миграции? Индия ($79 млрд), Китай ($67 млрд) и Мексика ($36 млрд). Почти треть мирового потока "денег домой" дают эти три страны. Но для их больших экономик это не столь уж и важно — это лишь около 3% ВВП для Индии и Мексики и 0,5% для Китая.
А вот для некоторых малых стран приток денег от мигрантов — ключевой элемент экономики, без которого она просто распадется в прах. Например, для Киргизии ($2,7 млрд, или 34% ВВП) и Таджикистана ($2,3 млрд, или 31% ВВП). Для этих двух стран "центром притяжения", как известно, стала Россия. Именно отсюда следуют основные потоки "денег домой".
Высокие показатели из стран бывшего СССР имеют Молдавия (16%), Грузия (12%), Армения (12%) и Украина (11%). Но мигранты из них едут в основном не в Россию, а в Европу или США.
Надо сказать, что трудовая миграция из России также велика. В 2016–м комитет Алексея Кудрина выпустил доклад, посвященный эмиграции из России. Основной его вывод заключался в том, что РФ за 1989–2015 годы покинули не 4,5 млн человек, как следует из данных Росстата, а в 3–4 раза больше. И главный "выталкивающий" фактор — экономический (высокие зарплаты, возможность ведения бизнеса). Имеют значение также факторы безопасности и социально–политические.
Однако эти люди уехали из России вовсе не "на заработки". Уезжают семьями, уезжает образованная молодежь — для того чтобы обустроить свою жизнь на новом месте. Фактически российские эмигранты рвут связи с исторической родиной, крайне редко наведываясь в страну, в которой родились. А те, кто обустроился на Западе, стараются перетащить семьи к себе, вместо того чтобы регулярно посылать им деньги.
Поэтому и поток "денег домой" в России относительно невелик — всего 0,5% ВВП. Правда, в абсолютном размере это вполне приличная сумма: $8,6 млрд. Что с лихвой перекрывает отток денег, переводимых нерезидентами в свои домашние страны, — $8 млрд, в том числе в страны СНГ — $6,4 млрд, по данным ЦБ России.