Судебный спор как инвестиционный проект

 

Относительно новым трендом экономических споров является частичное или полное вынесение большого числа разбирательств за рамки России и рассмотрение их в иностранных судах (чаще всего в Англии). Обычно это происходит, если хотя бы одна из противоборствующих сторон ведет международную жизнь: например, перевезла "туда" семью, имеет "там" активы. Иски к таким бизнесменам, аресты их имущества в Англии, США или Евросоюзе являются для них очень болезненными. Если раньше можно было просто обанкротить российский бизнес или пройти личное банкротство, чтобы уйти от ответственности, то теперь людей достают буквально из–под земли. Международные команды опытных юристов лавируют между юрисдикциями, умело используя сильные и слабые стороны их законодательств, а также противоречия их правовых систем. В результате корпоративные конфликты со временем превратились в длинные шахматные партии, требующие значительных финансовых затрат на форензик (детективов) и юристов.
В Европе и США такие судебные баталии уже давно превратились в отдельное направление бизнеса. Возник спрос на привлеченное финансирование для покрытия затрат на корпоративные войны, объем рынка оценивается в $6 млрд в США и $2 млрд в Великобритании. Каждая третья компания в США уже привлекала финансирование со стороны. Инвестиции в споры при правильном вложении обеспечивают доходность от 20 до 1000% в год. Профессиональные инвесторы в судебные и иные тяжбы создают фонды и обычно предоставляют деньги на условиях возврата четырехкратной суммы вложенных средств или до 30% от взысканных сумм (в зависимости от того, что больше). При этом они имеют право первой руки на взысканные деньги, и зачастую получается так, что забирают себе всё. Такой подход, на первый взгляд, не является привлекательным для стороны спора, подписавшей договор с фондом, однако часто у нее просто нет выбора: денег на суды нет, а при помощи фонда она может взыскать хоть что–то. Часто стороне везет, и размер взыскания с лихвой покрывает аппетиты фонда, обеспечивая хорошую выплату спорящей стороне.
К судебному финансированию относятся противоречиво. К нему много вопросов, прежде всего этического свойства. Однако я полагаю, что этот вид бизнеса ожидает сильный рост и что в будущем судебные фонды будут полноправными участниками российского юридического рынка. За последние 2 года в России "профессиональные" судебные инвесторы профинансировали исков на общую сумму около 10 млрд рублей. Однако пока о рынке судебного финансирования в России можно говорить с большой долей условности, поскольку в подавляющем большинстве случаев "финансирование" осуществляется за счет юристов, согласных вести дела за "гонорар успеха" или процент от взысканной с ответчика суммы.
Андрей Гусев , управляющий партнер юридической фирмы "Борениус"