Тарифам на связь дали зеленый свет. ФАС одобрила повышение тарифов на связь из-за суверенного интернета

Автор фото: Сергей Ермохин

Федеральная антимонопольная служба по сути санкционировала повышение тарифов на связь из–за суверенизации интернета.

С такой позицией на деловом завтраке для финансовых руководителей телеком–компаний выступила начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева.
Ее выступление "Деловому Петербургу" пересказал участник мероприятия — исполнительный директор Центра цифровых прав и юрист "Роскомсвободы" Денис Лукаш. Посыл выступления подтвердили и другие участники встречи.
По словам юриста, ФАС не возражает против повышения тарифов на связь, если операторы заранее подготовят экономическое обоснование во внутренней документации компании.
Также ФАС якобы согласует расчеты, при которых прибыль компании в телеком–отрасли может достигать 30–40%. При этом повышать тарифы можно даже в интересах следующих периодов, передает Денис Лукаш.
"Как это выглядит на пальцах? Оператор закладывает прибыль 40% (при текущей реальной марже 15%), расходы, которые появятся в будущем из–за законодательных новелл, копит на системы хранения данных "по Яровой" и DPI–фильтры для "суверенного интернета" уже сейчас — ФАС не придерется", — резюмирует представитель "Роскомсвободы".
По словам эксперта, на мероприятии речь шла о "большой четверке", которая из–за своего почти монопольного статуса находится под прямым контролем ФАС. Однако позиция ведомства может сказаться на всем рынке телекоммуникаций.
"Как правило, рост цен мелких операторов на интернет сдерживается демпингом монополистов. Если крупные игроки будут повышать цены, то вслед за ними это сделают все остальные, поскольку они также захотят окупать затраты или использовать новые бизнес–стратегии", — размышляет аналитик.
Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Илья Долматов напоминает, в свою очередь, что стоять на охране тарифов — не единственная и, может быть, даже не главная миссия ФАС. Еще одна функция ведомства — объективно оценивать состояние рынка и доносить эту информацию до всех участников.
"Это, возможно, не требование к операторам повысить цены — это требование заложить в их действия некую аргументацию, поскольку ФАС понимает, что такой сценарий вполне вероятен", — считает глава института.
При этом такие заявления руководства антимонопольной службы не становятся сюрпризом для операторов. По словам Ильи Долматова, ведомство проводит множество встреч и консультаций, поэтому операторы должны заранее понимать позицию ФАС.
Любопытно, что государственные органы уже не в первый раз сообщают о своем разрешении операторам повысить тарифы на связь. По словам главы "Ордеркома" Дмитрия Галушко, он получил похожее письмо в ответ на запрос в Минкомсвязи об экономической целесообразности расходов на закон Яровой, которые легли на плечи операторов.
"По мнению ФСБ России, финансовые затраты операторов связи не повлекут за собой значительного роста тарифов на услуги связи, который может составить не более 10%", — цитирует ответ Минкомсвязи Дмитрий Галушко.
При этом, согласно подсчетам министерства, расходы операторов на выполнение требований государства составляют примерно 1,5% от выручки. Для "МегаФона", к примеру, это 35 млрд рублей за 5 лет.
Глава аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков напоминает, что тарифы российских операторов на связь почти самые низкие в мире.
"Однако из–за требований государства они могут начать очень быстро расти. Поэтому хотелось бы, чтобы в следующий раз власти какую–то часть расходов компенсировали из бюджета", — считает эксперт.