Выборгский судостроительный завод.
Фото: Интерпресс
Выборгский судостроительный завод.
Фото: Интерпресс

Морской бой с должником. Выборгский судостроительный завод получил иск о банкротстве

9881
Антон Тарануха
23 мая 2019, 14:53

Выборгский судостроительный завод на фоне падения выручки и наращивания убытков столкнулся с угрозой банкротства. Иск о несостоятельности подал крупный поставщик металлоизделий из Петербурга, активно сотрудничающий с госхолдингом ОСК.

ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ), входящий в структуру Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), получил иск о банкротстве от компании RM-Steel — своего поставщика и одного из крупнейших в России производителей металлических конструкций для строительства судов, железнодорожных и автомашин. Как выяснил "ДП", с предприятия требуют взыскать 55 млн рублей за неоплаченный товар по договору 2017 года.

По мнению экспертов, иск о несостоятельности может быть как более быстрым способом добиться от должника исполнения обязательств, так и началом реального процесса банкротства. Однако при эффективном плане восстановления финансового состояния предприятия можно отсрочить или полностью устранить необходимость банкротства.

Тяжелые металлы

Заявление в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти подало ООО "Торговая компания "РМ-стил" — подразделение головной структуры RM-Steel предпринимателя Владимира Матюшко. Его предприятие работает на рынке судостроения уже более 10 лет. История компании началась в 2005 году, на тот момент половиной пакета акций владела Рижская судоверфь и судоверфь Tosmare (Латвия). Основным логистическим потоком компании тогда было направление Рига — Москва. Сейчас RM-Steel является крупным отечественным производителем специального профильного проката, с большим опытом производства конструкций из легированных, низколегированных и специальных марок стали.

Как сообщил "ДП" начальник юридического отдела ООО "РМ-стил" Владимир Железогло, задолженность ВСЗ возникла по договору на поставку профильного металлопроката для судостроения, заключенному в 2017 году. Общий размер долга на текущий момент составляет около 55 млн рублей.

"В январе 2019 года мы обратились в Арбитражный суд с иском о взыскании с ПАО "ВСЗ" неустойки по указанному договору за несвоевременную оплату поставленной продукции. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2019 иск удовлетворен. Решение вступило в законную силу. Кроме того, в Арбитражный суд подано исковое заявление о взыскании оставшейся суммы задолженности. На 3 июня 2019 года назначено предварительное судебное заседание. В связи с непогашением ПАО "ВСЗ" задолженности и неустойки по договору в добровольном порядке компания ООО "ТК "РМ-стил" была вынуждена обратиться в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве ПАО "ВСЗ", — пояснил Железогло.

По данным базы СПАРК, выручка RM-Steel выросла с 431 млн рублей в 2014 году до 936 млн рублей в 2017-м. Чистая прибыль в это время варьировалась от 11 млн рублей до 35 млн рублей.

В прошлом году руководство RM-Steel утвердило программу модернизации производства, в результате которой должна заработать вторая печь, изменится планировка участков на основной базе. После модернизации объем производства достигнет 22 тыс. тонн готовой продукции в год, а выручка от реализации превысит 2 млрд рублей в год.

В портфеле заказов RM-Steel указаны крупнейшие российские предприятия судостроительной отрасли, в том числе Выборгский судостроительный завод. Для него компания ежегодно поставляла товар на суммы от 92 млн до 113 млн рублей. Общая сумма контрактов в 2018 году составила 292,9 млн рублей, в 2017-м — 594,7 млн рублей. В этот объем вошли также заказы для Адмиралтейских верфей, Северной верфи, "Севмаша" и других известных предприятий, связанных с госхолдингом ОСК.

План выздоровления

Представители ВСЗ не смогли оперативно прокомментировать обстоятельства спора. Руководитель группы по банкротству адвокатского бюро "Качкин и партнеры" Александра Улезко полагает, что подача заявления о признании должника банкротом может быть как более быстрым по сравнению с исполнительным производством способом добиться исполнения обязательств должником, так и началом реального процесса банкротства.

"Руководителю и бенефициарам компании важно понимать, что при наступлении обстоятельств, влекущих возникновение обязанности инициировать обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, и неисполнении этой обязанности они будут нести субсидиарную ответственность по обязательствам, возникшим после момента наступления таких обстоятельств. Однако само по себе наличие долга и подача заявления о банкротстве кредитором еще не значат, что такие обстоятельства действительно имеют место. Другой вопрос, если наступил критический момент, когда компания не может функционировать без ущерба для себя и своих кредиторов, в частности в ситуации недостаточности имущества для покрытия денежных обязательств и уплаты обязательных платежей или неплатежеспособности, вызванной недостаточностью денежных средств", — отметила Улезко.

Эксперт также подчеркнула, что в ПАО "Выборгский судостроительный завод" может быть утвержден план восстановления финансового состояния компании. В этом случае можно отсрочить или — при его эффективности — устранить необходимость банкротства.

Как ранее сообщал "ДП", несколько лет назад петербургские судостроители сделали большой рывок, но в нынешней реальности финансовые показатели предприятий отрасли просели. Убыток ПАО "Выборгский судостроительный завод" по итогам 2018 года достиг 0,5 млрд рублей, выручка сократилась с 11,7 млрд до 7,9 млрд рублей.