В контексте. Железные дороги как городской вид транспорта могли появиться еще в начале XX века

Железные дороги как внутригородской вид общественного транспорта могли появиться в Петербурге еще в начале XX века, когда столичная общественность, уже столкнувшаяся с пробками на дорогах, задумалась, что с этим делать. На поверхности лежала идея метро, но была проблема.

Даже если оставить за скобками технические сложности и стоимость его строительства, существовал неочевидный теперь фактор наводнения. Если метро затопит, откачивать придется долго.
Второй лежавшей на поверхности идеей были городские железные дороги. А самым очевидным маршрутом — соединение всех городских вокзалов. Которые были расположены для этого очень удачно: почти все на одной линии. Проложив пути вдоль Обводного канала и потом по Лиговке, можно было объединить Варшавский, Балтийский, Витебский и Московский вокзалы. Оставался только Финляндский и несколько небольших станций отдельных железнодорожных линий. До него можно было протянуть пути вдоль Финляндской соединительной линии, построенной через Неву и Полюстрово в 1913 году.
Идея соединить в первую очередь вокзалы объяснялась тем, что в теплое время года на них приходился основной пассажиропоток, так как горожане переселялись на дачи, каждый день отправляясь оттуда на службу. Тогда как зимой предпочитали снимать квартиры рядом с местом работы и не пользовались каждый день общественным транспортом.
Самым оптимальным решением, позволяющим не загружать паровозами улицы, были эстакады. По ним, в частности, могли пустить поезда вдоль Обводного канала. Сегодня построенная в начале XX века эстакада идет по левому берегу Невы от Финляндского железнодорожного моста.
Менее эффективным, но более дешевым способом было прокладывание рельсов по насыпям. В них относительно легко прокапывать проезды для пересекающих чугунку улиц. Собственно, именно так сейчас по городу проходит большинство железных дорог.
В центре Петербурга, например при пересечении с Невским у Московского вокзала, железные дороги из эстетических соображений должны были все–таки опускаться под землю. В частности, так предполагалось одним из самых проработанных проектов переустройства Петербурга, предложенным инженером путей сообщения Федором Енакиевым.
На практике, однако, ничего сложнее трамвая городское самоуправление построить не успело. Лишив нас тем самым прекрасных стимпанковских пейзажей с паровозами, проносящимися по эстакадам прямо над улицами между встроенными в ткань кварталов многоярусными вокзалами. За видами которых приходится летать в Берлин.