Пошли на рекорд. В России зафиксирован всплеск автокредитования

Автор фото: vostock-photo

В апреле 2019 года в России было выдано рекордное число автокредитов за последние 5 лет. Об этом сообщается в исследовании Национального бюро кредитных историй. По данным экспертов, в прошлом месяце россияне получили более 90 тыс. кредитов — это на 8,1% больше, чем в апреле прошлого года. Петербург оказался в числе лидеров и уступает только Москве. Аналитики утверждают, что рынок вышел на уровень докризисного периода, а рост связан с возобновлением госпрограмм льготного кредитования и снижением покупательной способности населения. Подробности — в материале dp.ru.

Рынок автокредитования в России начал показывать активный рост с января 2019 года — в начале года было выдано всего 51 тыс. кредитов на автомобили. В феврале показатель достиг 57,5 тыс, а уже в апреле — 90,9 тыс.
Больше всего автокредитов в прошлом месяце выдали в Москве (7,6 тыс.), Петербурге (5,7 тыс.), Подмосковье (5,4 тыс.), а также в Татарстане (4,7 тыс.) и Башкортостане (4,1 тыс.), свидетельствуют данные НБКИ.

Докризисный показатель

Эксперты отмечают, что по сравнению с апрелем прошлого года рост количества автокредитов был зафиксирован в Кемеровской области (+72,5%), Красноярском крае (+40,8%), Новосибирской области (+24,3%), а также в Кировской (+23,1%) и Калужской (+22,9%) областях. Показатель по Москве вырос на 6,2%, по Петербургу — на 9,5%. При этом в некоторых регионах было отмечено снижение количества автокредитов — в Республике Татарстан (-5,3%), Ставропольском крае (-3,8%), а также в Нижегородской (-3,6%), Воронежской (-3,6%) и Тюменской (-3,3%) областях.
По словам генерального директора НБКИ Александра Викулина, резкий рывок на рынке автокредитования связан с возобновлением госпрограмм льготного кредитования с 1 марта.
"Несмотря на ограниченный модельный ряд автомашин, возобновление реализации госпрограмм "Первый/Семейный автомобиль" оказало существенную поддержку всему автопрому, стимулируя продажи автомобилей. Так, в I квартале 2019 года доля "кредитных" автомобилей в структуре авторынка достигла уровня 60%", — сказал он.
Младший аналитик инвестиционной компании "Фридом Финанс" Александра Овчинникова считает, что спрос на автокредитование восстанавливается в связи с тенденцией снижения реальных доходов населения.
"Однако если исключить влияние госпрограмм, то все большую популярность набирают потребительские кредиты на автомобили, поскольку данный вид займа подразумевает гарантию или поручительство, что снижает кредитный и процентный риск для банка", — уточнила она.
Директор департамента продаж Carcade Евгений Альхеев также говорит о снижении покупательной способности россиян. С другой стороны, добавляет эксперт, у жителей России появилась "некая уверенность" в том, что экономическая ситуация улучшится — это позволит обслуживать автокредит.
Заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин подтверждает слова аналитиков НБКИ о росте рынка автокредитования.
"Происходит это на фоне общего роста закредитованности населения, поэтому рост спроса на заем в отдельной отрасли не стал неожиданностью", — пояснил он.
Всего за I квартал 2019 года было выдано 191,1 тыс. автокредитов. Аналитики утверждают, что рынок достиг показателей докризисного 2014 года. Тогда в I квартале было выдано 194,1 тыс. автокредитов. В период с 2015 по 2018 год показатель находился на уровне от 60,4 тыс. до 168,3 тыс.
Несмотря на то что рынок автокредитования показывает рост, продажи новых легковых автомобилей в апреле снизились на 2,7% по сравнению с апрелем 2018 года. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По данным аналитиков, всего в апреле было продано 148,2 тыс. автомобилей.
"Продажи снова шли не тем темпом, который позволил бы достичь высоких прошлогодних результатов. Ясно, что рынок не в той форме, которую мы наблюдали всего лишь 12 месяцев назад, когда рынком демонстрировался последовательный двузначный рост", — пояснял ранее председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Импортный рост

По данным НБКИ, средний размер автокредита в России в I квартале 2019 составил 756,2 тыс. рублей — это на 8,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Эксперты утверждают что самый большой средний размер автокредита в регионах РФ был отмечен в Москве (1,1 млн рублей), Подмосковье (946,2 тыс. рублей), Петербурге (927 тыс. рублей), Иркутской области (883,9 тыс. рублей) и ХМАО (860,9 тыс. рублей). Наименьший показатель был зафиксирован в Кемеровской области (433,9 тыс. рублей), Удмуртской Республике (590,7 тыс. рублей), а также в Самарской области (622,7 тыс. рублей), Пермском крае (626,8 тыс. рублей) и Воронежской области (627,5 тыс. рублей).
По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, средние размеры автокредитов в России растут "довольно существенными темпами". Он утверждает, что причиной этому стало подорожание импортных автомобилей. Волков добавил, что на увеличение среднего размера автокредита могли повлиять процедуры управления кредитными рисками со стороны банков.
"В последнее время они стараются кредитовать прежде всего тех граждан, чья кредитная история не вызывает у них вопросов и чьи доходы находятся на стабильном уровне", — отметил Волков.
Александра Овчинникова также говорит, что банки постоянно оптимизируют риск-менеджмент, а заемщики заинтересованы в покупке более дорогих и импортных автомобилей. Топ-менеджер Локо-банка Андрей Люшин добавил, что чаще всего заемщиками становятся мужчины со средним уровнем дохода, их обычно интересуют автомобили семейного плана.
"В кредит в основном продаются бюджетные автомобили, а премиальные авто предприниматели и руководители компаний в последнее время предпочитают приобретать в лизинг", — добавил Альхеев.
Представитель компании Carcade отметил, что весь рынок лизинга легковых автомобилей в I квартале 2019 года можно оценить в 15 тыс. договоров.
Ранее dp.ru сообщал, что после рекордных достижений прошлого года компании, предоставляющие услуги автолизинга в Петербурге, отмечают незначительное падение рынка и прогнозируют дальнейшее сокращение темпов продаж.
На фоне роста рынка автокредитования наблюдается рост в сегменте автозаймов, уточняет директор по маркетингу онлайн-сервиса автозаймов CarMoney (МФК "КарМани") Виктор Журавлев. Он пояснил, что средний размер автозайма в России составляет 243 тыс. рублей, в Петербурге эта цифра находится на уровне 280 тыс. рублей, в Москве — 320 тыс. рублей.
"Согласно нашим исследованиям, к автозаймам чаще всего обращаются женатые мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, владеющие автомобилем марки Hyundai или Ford. 47% от всех заемщиков составляют россияне, у которых есть автомобили стоимостью до 700 тыс. рублей", — уточнил Журавлев.