Партия в монополию. Петербургское предприятие заявило об угрозе закрытия из-за спора с "РУСАЛом"

Автор фото: vostock-photo, Петр Ковалев

Производитель алюминиевой рондоли из Петербурга "ИнКомПро" заявил о перебоях с поставками сырья с завода "РУСАЛа" в Иркутской области. У одной из крупнейших в мире промышленных корпораций, чью позицию поддерживает ФАС, есть встречные претензии. Между тем спор, в деталях которого разбираются арбитраж и правоохранительные органы, перешел в публичную плоскость. Активисты начали выходить на акции протеста с плакатами, адресованными Дональду Трампу.

Петербургская компания "ИнКомПро", поставляющая алюминиевую рондоль для производства аэрозольных баллончиков и тюбиков, пожаловалась на проблемы с поставками сырья по договору, заключенному с акционерным обществом "Объединенная компания РУСАЛ — Торговый дом". Предприятие приостановило работу и заявило, что последствия конфликта могут грозить многомиллиардными убытками фармацевтической отрасли России.
У "РУСАЛа", в свою очередь, тоже есть претензии к ООО "ИнКомПро". Действия контрагента могли быть связаны с возможной попыткой избежать оплаты долга. Федеральная антимонопольная служба также выступила на стороне промышленного гиганта. По мнению ФАС, в "ИнКомПро" сами нарушили условия оплаты товара. Одновременно идут разбирательства в арбитражных судах и правоохранительных органах. Подробности — в материале "ДП".
Как сообщили dp.ru в "ИнКомПро", компания за несколько лет существования смогла наладить поставки рондоли крупнейшим фармхолдингам, полностью заместив европейский импорт. Для выпуска продукции нужна алюминиевая лента особой марки, главным производителем которой в России считается Объединенная компания "РУСАЛ". Основные мощности сосредоточены на заводе "ИркАЗ" в Шелехове (входит в структуру "РУСАЛа"). В том же городе находится обособленное подразделение "ИнКомПро", где и производят рондоль. Ежемесячный объем переработки алюминиевой ленты на базе "ИнКомПро" составляет 250-400 тонн.
В петербургской компании утверждают, что у них заключен договор с акционерным обществом "Объединенная компания РУСАЛ — Торговый дом" на поставку алюминиевой ленты, официально соглашение расторгнуто не было. В декабре прошлого года, несмотря на договоренности, поставки сырья приостановились. С февраля 2019-го "ИнКомПро" оказалось вынуждено покупать алюминий через третье лицо по невыгодным условиям. С 30 апреля поставки ленты были окончательно прерваны, отмечают в компании. Ситуация привела к тому, что рондольное производство остановилось.
Закрытие ООО "ИнКомПро", как подчеркивают на предприятии, скажется на годовом потреблении алюминия в России. Письмо с соответствующими доводами направлено в Минпромторг.
"Деятельность ООО "ИнКомПро" как производителя рондоли имеет федеральное значение. Производство 50 млн штук рондоли в месяц позволяет производить около 50 млн штук алюминиевой тубы и в денежном эквиваленте при стоимости 100 рублей за тюбик мази это примерно 5 млрд рублей. На сегодняшний день ООО "ИнКомПро" сотрудничает со всеми фармацевтическими компаниями в России, которые используют алюминиевую тубу в качестве упаковки для мазей, кремов и лекарств. В сложившейся ситуации с отсутствием сырья для производства рондоли уже в июне 2019 года все предприятия фармацевтики окажутся под ударом. Ущерб отрасли составит порядка 10-15 млрд рублей, что вызовет кризис на фармацевтическом рынке", — указано в обращении.

Борьба за ресурсы

Директор обособленного подразделения "ИнКомПро" в Шелехове Оксана Модина и рабочие предприятия 28 мая устроили массовый пикет, пытаясь привлечь внимание к проблеме.
Активисты взяли с собой плакаты с претензиями к минфину США и лично Дональду Трампу, которых обвинили в захвате российских ресурсов.
После акции в соцсетях начали распространять сообщения о том, что в отношении Модиной якобы возбуждено уголовное дело по факту хищения ленточного алюминия, а структуры "РУСАЛа" оценили ущерб в 17,5 млн рублей. Как уточнили dp.ru в Следственном управлении СК РФ по Иркутской области, заявление о возможном хищении действительно было подано. Его проверку поручили выполнить отделу полиции по Шелеховскому району. Фигуранты и подробности дела пока не называются.
В "ИнКомПро" подтверждают интерес к компании со стороны правоохранительных органов, однако обвинения в краже полностью отрицают. "Ни в отношении Оксаны Валерьевны Модиной, ни в отношении ни одного из сотрудников компании, ни в отношении компании не возбуждено уголовного дела по факту хищения ленточного алюминия у компании "РУСАЛ". На протяжении 3 месяцев проверка органами внутренних дел заключалась в выезде без предупреждения на завод ООО "ИнКомПро", выемке документов, опросе сотрудников и до сих пор ничем не закончилась", — пояснили в "ИнКомПро".
Никаких официальных документов с претензиями "РУСАЛа" по оплате долга, о просрочках платежей или расторжении договора в "ИнКомПро" не получали. "Единственный официальный документ об изменении наших договорных отношений на данный момент — это письмо от них, направленное нам 15 января 2019 года, датированное 26 декабря 2018 года, о том, что условия нашего договора в одностороннем порядке с 1 декабря 2018 года меняются на 100%-ную предоплату с условием отсрочки 30 дней", — добавили в петербургской компании.
"ИнКомПро" обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском к "Объединенная компания РУСАЛ — Торговый дом" на сумму более 22 млн рублей. К рассмотрению этого заявления суд приступит в начале июля. Параллельно доводы "ИнКомПро" о нарушении условий договора проверили в ФАС. Антимонопольщики встали на сторону "РУСАЛа".
"Согласно представленной переписке, в том числе электронным письмам, направленным ООО "ИнКомПро" в адрес АО "ОК РУСАЛ ТД", ООО "ИнКомПро" были нарушены условия оплаты товара по договору. С целью сохранения для ООО "ИнКомПро" отсрочки платежа АО "ОК РУСАЛ ТД" предложило дополнительные условия, предполагающие представление ООО "ИнКомПро" банковской гарантии либо договора поручительства юридического лица, но данные условия ООО "ИнКомПро" не были выполнены", — сообщается в постановлении ФАС об отказе в возбуждении дела (копия документа есть в распоряжении dp.ru).
В "ИнКомПро" не согласны с выводами ФАС, позиция антимонопольщиков оспорена в арбитраже. Предварительное заседание пройдет 5 июня в Москве.

Избыточное давление

В пресс-службе "РУСАЛа" и завода "ИркАЗ" на просьбу о комментарии не ответили. Позицию корпорации ранее публиковали в региональных изданиях. "Компания "РУСАЛ Торговый Дом" взаимодействует с ООО "ИнКомПро" строго в рамках действующего договора. В настоящий момент "ИнКомПро" имеет существенную задолженность перед "РУСАЛом" и подобной активностью, очевидно, пытается оказать давление и уйти от уплаты долга. При этом поставки алюминиевой ленты в адрес ООО "ИнКомПро" продолжаются", — заявляют представители компании.
Напомним, в январе минфин США снял санкции против компаний Олега Дерипаски "РУСАЛ", En+ и "Евросибэнерго". Эти структуры, как сообщалось в заявлении министерства, "сократили долю прямого и косвенного владения Олега Дерипаски и жестко ограничили его контроль". Такое решение, по мнению американских чиновников, гарантирует, что большинство в руководстве компаний будут "независимыми — в том числе американскими и европейскими лицами, — которые не имеют деловых, профессиональных или семейных связей с Дерипаской".
После снятия санкций "РУСАЛ" объявил об изменениях в составе совета директоров. Кресла исполнительных директоров заняли Евгений Никитин, Евгений Вавилов и Сергей Попов. В состав неисполнительных директоров вошли Марко Мусетти, Вячеслав Соломин и Тимур Валиев, а независимыми неисполнительными директорами стали Элси Льюнг, Дмитрий Васильев и Бернард Зонневельд. В связи с требованиями минфина США из компании ушли Жан-Пьер Томас и Филипп Бернар Анри Мэйлфэйт. Доля Олега Дерипаски в компании сократилась до 44,95%. Санкции, ранее введенные лично против олигарха, остались в силе.
В середине марта Дерипаска подал в суд на минфин США и Управление по контролю за иностранными активами (OFAC), а также руководителей этих ведомств — Стивена Мнучина и Андреа Гаки. Адвокаты бизнесмена уверены, что решение о санкциях против миллиардера стало следствием внутриполитических разногласий. "Конгресс хочет больше крови, но люди там абсолютно не представляют, что происходит в России или где бы то ни было в мире. У них нет фактов, нет оснований, только грязная ложь", — приводило Financial Times заявление Дерипаски.
Потери Олега Дерипаски из-за ограничений и обвинений, сделанных американской стороной, оцениваются в $7,5 млрд.