Поймать новые сигналы

В ожидании пятого поколения мобильной связи 5G операторы все активнее уходят от услуг традиционного телекома, предлагая дополнительные услуги по развитию бизнеса.

Телекоммуникациям в чистом виде на прошлогоднем экономическом форуме уделили сравнительно мало внимания. Оно и понятно: "большая четверка" уже не позиционирует себя как операторов связи, они становятся некими универсальными IT–компаниями, оказывающими банковские, "облачные" и многие другие услуги. Крупнейшие игроки рынка ищут новые пути развития бизнеса и экспериментируют с новыми форматами.
"Наши коллеги по рынку открыли услугу такси и закрыли ее. Это провал? Нет, это опыт, который их чему–то научил. У операторов должны появляться эксперименты, в них ничего страшного нет. Страшно будет, если у игроков рынка будет тишина и даже никаких попыток не будет", — пояснил журналистам генеральный директор "ВымпелКома" (ТМ "Билайн") Василь Лацанич.

Сотовый тупик

По данным аналитического агентства "ТМТ–Консалтинг", в 2018 году объем рынка телекоммуникаций в России достиг 1,7 трлн рублей. По сравнению с прошлым годом рост составил 3,4%. В то же время, по оценке "ВымпелКома", рынок услуг мобильной связи вырос на 5% — в последний раз операторы добились таких показателей в 2012 году.
Однако в связи с тем, что рынок уже достиг своего насыщения (и новых абонентов без SIM–карт практически нет), операторы вынуждены переманивать клиентов у конкурентов более интересными предложениями — и, соответственно, поддерживать лояльность своих абонентов, предлагая им бонусы.
Подобных экспериментов — как удачных, так и не очень — за год было много. Например, одной из самых "громких" акций стала "Гиги за шаги" от "Билайна", которые постепенно переросли в "Гиги за сон" и "Гиги за детокс". Tele2, в свою очередь, представил персонализированные тарифы, которые "подстраиваются под потребности абонента, формируют индивидуальное соотношение минут и гигабайтов без изменения цены".
В результате, по оценке аналитического агентства AC&M–Consulting, к концу 2018 года первое место по числу абонентов заняли МТС (78,0 млн человек, 30,5% рынка), за ними "МегаФон" (75,2 млн, 29,4%), "ВымпелКом" (55,3 млн, 21,6%) и "другие" (47,2 млн, 18,5%). По сравнению с 2017 годом около 4 млн абонентов перешло от "большой тройки" в категорию "другие" (в которой, очевидно, находится Tele2).
Игроки телеком–рынка подчеркивают, что за период между ПМЭФ они вернули "безлимитные" тарифы и окончательно устранили роуминг внутри страны (хотя вся "большая четверка" в сентябре 2018 года получила штрафы за необоснованную разницу в ценах на звонки из домашнего региона и из поездок).
"Еще один тренд — возросший интерес к конвергентным предложениям на массовом рынке. Только в нашей базе насчитывается более миллиона абонентов, пользующихся услугами проводного интернета и мобильной связью в одном пакете по выгодной цене", — отмечают в "ВымпелКоме".
Однако на саму мобильную связь операторы уже давно не делают ставку. "Рынок уходит все дальше от классической модели исключительно голосовой связи. Мы все больше и чаще выступаем как высокотехнологичный бизнес, который инвестирует в новые точки роста, проекты, которые, в свою очередь, все меньше связаны с "голосом" и все больше превращаются в "новые сервисы", построенные на больших данных и анализе клиентских предпочтений", — рассказал представитель "МегаФона" Юрий Нехайчук.

Безответная связь

Согласно отчетам аналитиков, уровень проникновения сотовой связи в России (количество SIM–карт на 100 жителей) составляет более 170%, в Петербурге этот показатель почти достигает 250%. Наращивать этот показатель операторы планируют за счет интернета вещей, то есть подключения к сети различных датчиков, счетчиков и приборов. В этом направлении в той или иной степени двигаются все крупнейшие операторы (в том числе прорабатывая возможное внедрение технологии интегрированных в технику SIM–карт, так называемых eSIM).
Появление сетей нового стандарта Narrow Band IoT стало ключевым фактором для развития "умных" проектов: от Smart city до автоматизированных домовых счетчиков. В частности, на прошлогоднем ПМЭФ "МегаФон" договорился с администрацией города о цифровизации острова Кронштадт, рассказать о результатах программы в компании пообещали после отчета правительству.
"К концу 2019 года МТС обеспечат ковровое покрытие NB–IoT в 60 регионах страны. Сеть поддерживает в 50 раз больше устройств, чем сети LTE. С появлением 5G емкость еще увеличится, а возможная плотность устройств составит 200 тыс. на 1 км2. Это позволит автоматизировать не только все датчики ЖКХ, но и системы уличного освещения, "умные" парковки, общественный транспорт, датчики безопасности, системы видеонаблюдения и экомониторинга", — рассказывают в МТС.
Аналитики рынка считают, что на ПМЭФ–2019 особое внимание уделят именно сетям нового поколения. Считается, что 5G необходим для массового внедрения интернета вещей и появления "умных" городов, поскольку объем пропускаемых по сети данных увеличится в разы. К тому же, по грубым подсчетам, 5G смогут обеспечить закачку фильма за одну секунду.
"Однако мне кажется, что на деле особой революции в телекоме после перехода на 5G не будет, — уверен партнер AC&M Consulting Антон Погребинский. — Рядовой житель изменения попросту не заметит. У меня есть коллега, которому и на 3G скорости хватает. Да, в перспективе это поможет в цифровизации городов, но это произойдет еще не скоро".

Остров стабильности

Однако на Северо–Западном фронте, по словам аналитиков и игроков рынка, без перемен. Проект "умного" города так и не был реализован, а другие телекоммуникационные инновации дойдут до Петербурга только в порядке общей очереди.
"Руководство региональных филиалов "большой четверки" гораздо более сковано в своих действиях, чем это было несколько лет назад. Если раньше они могли что–то делать самостоятельно, то теперь они следуют исключительно федеральной повестке и выполняют приказы из головной компании", — считает руководитель аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
В свою очередь, генеральный директор Smart Telecom Андрей Суходольский считает, что в промежутке между экономическими форумами основным ньюсмейкером стало государство, а не операторы связи. "Нужно понимать, что многое изменилось в законодательстве в сфере регулирования, однако на бизнесе провайдеров это пока никак не сказалось. Подзаконные акты для "закона Яровой" не подписаны, необходимого оборудования не существует, поэтому все живут, как прежде", — объясняет он.
"Все текущие требования законодательства операторы выполняют на уже имеющихся мощностях, менять что–либо пока не приходится", — подтверждает генеральный директор провайдера "Обит" Андрей Гук. Поэтому петербургские операторы заняли выжидательную позицию и ждут новых сигналов от чиновников.