Поступательный рост мощностей

Для петербургских портов и стивидорных компаний год, прошедший с ПМЭФ–2018, был временем не интенсивного строительства, а поступательного наращивания мощностей и продолжения операционной деятельности.

Усть–Луга

В начале весны этого года в Высоцке заработал СПГ–терминал компании "Новатэк". По официальным данным, он рассчитан на бункеровку кораблей в объеме 600 тыс. т в год. Поставка газа сюда осуществляется по отводу от магистрального газопровода Ленинград — Выборг — Госграница.

Большой порт

Непосредственно на территории Петербурга работает крупнейший оператор по перевалке всех видов сухих грузов АО "Морской порт Санкт–Петербург". Компания в I квартале 2019 года увеличила в 2,4 раза расходы на развитие. Речь идет о сумме более 165 млн рублей. Основная часть денег — до 140 млн рублей — была направлена на закупку новой техники. В частности, порт полностью рассчитался за новый портальный кран "Витязь", который введен в эксплуатацию в феврале 2019 года.
Значительно меньшие суммы — 24,5 млн рублей — были вложены в инфраструктурные объекты (пошли на продолжение модернизации складских и перегрузочных площадок). Порт также увеличил финансирование работ по модернизации энергетических объектов, системы охраны и пожарной безопасности зданий и сооружений. На эти цели МП СПб выделено на 16% больше средств, чем в начале 2018 года, — 0,9 млн рублей. По статистике, за прошлый год терминалы АО "МП СПб" перегрузили больше 7 млн т грузов.
В порту Бронка (находится в Ломоносовском районе) происходит обработка контейнеров, генеральных и ро–ро–грузов. "Приоритетом для нас является планомерная работа над увеличением количества судозаходов и грузооборота и, как следствие, выход на проектную мощность", — пояснили в ООО "Феникс" (оператор ММПК "Бронка"). Пока инвестпрограмма порта ориентирована на приобретение перспективных видов производственного оборудования, однако конкретики в "Фениксе" не озвучили, сославшись на то, что оборудование пока не поставлено.
Бронка строится на южном побережье Финского залива, в районе примыкания дамбы к кольцевой автодороге и территории города Ломоносова. Объем инвестиций в проект оценивался в 60 млрд рублей. Пропускная способность первой очереди ММПК позволит обрабатывать 1,45 млн TEUs контейнерных и 130 тыс. единиц ро–ро–грузов. Затем планируется увеличить мощность до 1,9 млн TEUs и 260 тыс. единиц ро–ро–грузов в год.
Сегодня в порту Усть–Луга фактически происходит только перевалка угля на Универсальном перегрузочном комплексе. За прошедший год акционеры уделяли основное внимание реализации программы по увеличению производственной мощности терминала до 8 млн т насыпных грузов в год, чтобы обеспечить возможность обрабатывать до 380 вагонов в сутки.
УПК увеличил объем инвестиций в новую технику: на эти цели в прошлом году было направлено 350 млн рублей, что позволило обновить 30% техники и обеспечить высокую интенсивность обработки грузов. Производственная мощность терминала выросла с 5,5 млн до более чем 6 млн т.
Сейчас в компании ведутся предпроектные работы по комплексному развитию инфраструктурных объектов. В частности, ООО "УПК" планирует развитие железнодорожной инфраструктуры и увеличение фронта выгрузки вагонов, дальнейшее обновление перегрузочной техники и реконструкцию экологических объектов. До конца года ожидается обновление еще 25% техники.
На начало 2019 года среднесуточная обработка вагонов на терминале выросла по сравнению с началом прошлого года на 3% и составила 189 единиц, максимальная — 272 единицы в сутки. Всего на причалах компании за это время было обработано более 17 тыс. полувагонов, за 2018 год в целом — 75,4 тыс. В 2018 году грузооборот УПК составил 5,4 млн т грузов.

От грузов к пассажирам

В порту Выборга сегодня работает единственная стивидорная компания — ООО "Порт Логистик". Она также ведет работы по модернизации уже имеющейся инфраструктуры, за это время проводился ремонт на объектах инфраструктуры, произведена оптимизация технического парка. Проводится проектирование обновления кранового хозяйства.
В 2018 году морской порт Выборга обработал более 1,94 млн т грузов, это рекорд за 25 лет работы порта. Сегодня руководством порта планируется развивать его как единый грузопассажирский комплекс. Речь идет в том числе и о развитии морской пассажирской инфраструктуры, ремонте причалов, благоустройстве прилегающей территории и других мероприятиях, чтобы к 2020 году запустить регулярное морское сообщение между Выборгом и Коткой.
Важные изменения ведутся в пассажирском порту "Морской фасад" на Васильевском острове (принимает крупные океанские лайнеры). В частности, до сих порт идут работы по реконструкции постоянного морского многостороннего пункта пропуска через границу. После завершения строительных работ здесь будут созданы условия для регулярного грузопассажирского паромного сообщения.
В прошлом году под крыло компании перешел терминал "Морского вокзала" на площади Морской Славы с пятью причалами. Планируется реконструкция здания, ведется проработка проекта.
Также в порту "Морской фасад" ведется строительство спортивно–оздоровительного комплекса, который должен заработать в августе этого года. Там появятся закрытое и открытое игровые поля, тренажерный зал, удобные раздевалки. Одновременно с открытием комплекса должен завершиться первый этап реконструкции причала №7. Длина причала увеличится на 41,6 м и составит 416,6 м.
В целом же проект должен быть завершен к февралю 2021 года, его общая длина должна составить 771,6 м. Здесь одновременно смогут безопасно стоять два круизных судна длиной свыше 330 м.

Планы

ООО "Приморский универсальный перегрузочный комплекс" анонсировало строительство в Приморске универсального перегрузочного комплекса.
К 2022 году должен появиться комплекс, обрабатывающий до 70 млн т грузов в год: уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы и зерно. Необходимые инвестиции в него оценивались в 90,6 млрд рублей.
Как уточнил Андрей Сизов, генеральный директор Приморского УПК, проектные работы почти закончены и компания к концу 2019 года готовится выйти на строительную площадку.
Власти Ленинградской области создают рабочую группу по подготовке заявки для обращения в федеральные органы власти для присвоения этой территории статуса особой портовой экономической зоны.