Проекты по весне считают

Какие соглашения, подписанные на прошлом форуме, готовы претвориться в жизнь?

Согласно официальным отчетам, на ПМЭФ–2018 было подписано 593 соглашения на общую сумму 2,625 трлн рублей. "ДП" выбрал из них наиболее интересные и имеющие непосредственное отношение к Петербургу или Ленобласти.
Какие из них за прошедший год безнадежно увязли в болоте, так и оставшись красивыми цифрами на бумаге, а какие успешно реализуются?

…и не едут даже поезда

Самой громкой отменой "пэфовского" проекта за последний год, пожалуй, стоит признать отказ Смольного от строительства железнодорожной линии в Пулково. Запуск скоростной электрички до аэропорта в Петербурге обсуждают с 2011 года, и на этот раз казалось, что все действительно близко к реализации. На ПМЭФ–2018 были названы и зафиксированы в подписанном соглашении конкретные детали — от стартовой точки (Витебский вокзал) до объема инвестиций (18,8 млрд рублей, 8,8 млрд из которых готово было вложить ООО "Аэроэкспресс" — хозяин успешно функционирующих московских маршрутов). Но… Очередные слухи об отставке губернатора Георгия Полтавченко осенью прошлого года наконец оказались непреувеличенными. А претендующий на то, чтобы сменить его на этом посту, Александр Беглов тянуть проект дальше не захотел. В феврале 2019–го комитет по инвестициям объявил об отмене открытого прошлым летом конкурса. Теперь вместо аэроэкспресса желающим не опоздать на самолет обещают выделенную скоростную линию для автобусов или ветку метро.
О пробуксовке другой амбициозной идеи стало известно совсем недавно — в последнюю декаду мая. Речь о планах ООО "ПО "Санкт–Петербургский завод дизельных запчастей" построить завод по производству дизельных двигателей в Ольгино и цех чугунного литья в Саперном. Проект тоже давний и многострадальный — в разных вариантах запустить его пытались с 2010 года. В 2017–м предприятие получило статус стратегического инвестора, а на ПМЭФ–2018 подписало соглашение с правительством города. Общий объем инвестиций должен был составить около 8 млрд рублей.
Примечательно, что дизельные двигатели для кораблей и АЭС здесь собираются производить не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. Однако, как выяснилось, за минувший год инвесторам так и не удалось оформить все бумаги. Поэтому на земельных участках для обоих проектов пока что они хозяйничать не могут. Предприниматели все еще рассчитывают, что сумеют уложиться в назначенные сроки и запустить производство к 2027 году. Однако объемы инвестиций для этого им увеличить придется наверняка.
Неясной пока что остается судьба международного проекта по созданию завода для выпуска безглютеновых диетических продуктов на площадке "Новоорловская" ОЭЗ "Санкт–Петербург". АО "Росинжиниринг" вместе с итальянской компанией Dr. Schaer SPA собиралось вложить в строительство $12 млн. Старт производства планировался на 2020 год. Однако, как сообщили корреспонденту "ДП" в пресс–службе "Росинжиниринга", проект до сих пор находится "в стадии проработки и оценки" и сроки начала строительства туманны.

Инвестировать в хакеров

Неплохо обстоят дела в Ленобласти. Соглашение о строительстве под Усть–Лугой завода по переработке природного газа в метанол, подписанное Российским фондом прямых инвестиций, Marubeni Corporation (Япония), Балтийской газохимической компанией и инвестиционной компанией "Инваста Капитал", попало по итогам ПМЭФ–2018 в число пяти крупнейших.
Предполагаемый объем инвестиций — $1,5 млрд, объем производства — 1,7 млн т метанола в год. Начать строительство предполагается в I квартале 2020 года, а запустить производство — в 2023–м.
По состоянию на апрель 2019 года как правительство региона, так и министерство промышленности и торговли РФ были исполнены оптимизма относительно перспектив развития нового химического производства. А руководство компании успело заключить долгосрочные контракты на поставки газа со структурами "Газпрома". Готовую продукцию предполагается главным образом экспортировать — благо порт Усть–Луга недалеко.
Стоит отметить еще один проект, куда более скромный по объемам инвестиций, чем упомянутые выше. Имеющая петербургские корни Лаборатория институционального проектного инжиниринга на ПМЭФ–2018 вложила 200 млн рублей в компанию "Актум", дав ей возможность создать онлайн–площадку для организации хакатонов. Это модное слово, образованное от слияния "хакера" и "марафона", обозначает своеобразные фестивали, когда спонтанно формирующиеся команды программистов, дизайнеров и менеджеров в режиме мозгового штурма решают конкретные задачи в IT–сфере, выдавая на выходе готовый продукт.
Из развлечений для фанатов киберпанка хакатоны давно уже превратились в прогрессивный инструмент разработки. Они все чаще проводятся по инициативе крупных корпораций или государственных структур, а участники могут моментально поменять статус со стартапщиков на высокооплачиваемых специалистов.
Рынок динамично растет — если в 2017 году в России прошло около 350 хакатонов, то в 2018–м — уже больше 500. Можно сказать, что для Петербурга, который претендует на звание инновационной столицы страны, именно этот проект имеет символическое значение.
Конечно, ожидать 100–процентной реализации "пэфовских" проектов было бы по меньшей мере наивно. В конце концов, форум — это не специально отведенное место для заключения сделок. По словам первого вице–президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт–Петербурга Михаила Лобина, "это скорее площадка для диалога и выработки стратегических позиций". И нет ничего удивительного в том, что разговоры в кулуарах могут нести гораздо более судьбоносные последствия, чем торжественные церемонии подписания документов.