Снимают со сливок. Городские отельеры за три дня ПМЭФ делают почти сезонную выручку

Автор фото: Vostok-Photo

Верная петербургская примета: если город наводнился людьми в дорогих костюмах, значит, на дворе ПМЭФ. И значит, что на дорогих во всех смыслах гостях постараются заработать. Например, городские отельеры за 3 дня делают почти сезонную выручку. Как им это удается, выяснил "ДП".

Вопреки не самым теплым отношениям России с западными странами, популярность форума растет год от года. Так, в 2018 году количество участников по сравнению с 2016–м выросло на 40%, превысив отметку 17 тыс. человек. В этом году организаторы ждут более 20 тыс. участников. С такой динамикой экономический форум становится все слаще для петербургского сегмента HoReCa. Как отмечает владелец отеля "Гельвеция"Юнис Теймурханлы, во время ПМЭФ отельеры "попадают под золотой дождь": "Не помню годы, когда загрузка была бы не 100%. Обычно, я бы даже сказал, она 105–110%. В некоторые дни мы умудряемся продавать номера дважды. Форум — самое знаковое событие для городских отельеров. Эти 3 дня каждый год бюджетируются отдельно, номера продаются по очень высоким ценам и задолго до проведения форума. В нашем отеле гости не меняются уже 6–7 лет. Для всех гостиниц форум — соревнование тщеславия и кошельков. Он давно уже перешел в "лайфстайловскую" историю. Это не только заседания и обсуждения, но и все вокруг — светская жизнь, вечеринки, связи".
По данным организаторов, Фонда Росконгресс, в период проведения ПМЭФ цены в "многозвездных" отелях поднимаются в 2–3, а кое–где и в десятки раз. Номер "стандарт", который в обычное время продается за 6350 рублей, в преддверии форума может стоить 53 тыс. рублей, а цена "президентского люкса" увеличивается с 33 тыс. в сутки до 265 тыс. рублей. Есть и отдельные примеры, когда за ночь в гостиничном номере требуют сумму, равную цене нового неплохого автомобиля. Причем номера начинают бронировать задолго до лета: "В дни проведения ПМЭФ в отеле ожидается 100%–ная загрузка. Первые гости начинают бронировать номера на форум следующего года сразу после оглашения организатором дат мероприятия в августе–сентябре", — говорят в "Гранд Отеле Европа".

И повторится все, как встарь

Сделаем небольшой экскурс в петербургскую историю. Самый большой скандал с ценами произошел в конце нулевых годов — еще в губернаторство Валентины Матвиенко. Во время ПМЭФ–2008 жалоба на многократное завышение цен поступила от президента корпорации Mirax Group Сергея Полонского, которому трехдневное проживание в одной из гостиниц обошлось в 571 тыс. рублей.
По указанию губернатора по следам недобросовестных отельеров отправилось антимонопольное ведомство, которое сумело выявить 15 "звездных имен" гостиничного сегмента, в которых повышение цен составило от 25 до 533%. По итогам проверок 11 отелей получили от петербургского УФАС предписание о нарушении закона о защите конкуренции — обвиняемым грозили немалые штрафы за алчность. Так, отелю "Марко Поло" выписали штраф 1,2 млн рублей, ООО "Вест бридж отель" — 14,5 млн рублей, а возглавил "хит–парад проштрафившихся" "Кемпински отель Мойка, 22" со штрафом 20,8 млн рублей.
Однако в апреле 2010 года Федеральный арбитражный суд Северо–Западного округа, куда обратились отельеры, решил, что гостиницы винить не в чем: сговора не было, цены участники форума знали заранее, а их рост объясняется дополнительными услугами и высоким спросом. На этом — финал истории. Однако с тех пор именно на этот случай ссылается петербургское УФАС, как только всплывает тема завышенных цен в отелях. То же объяснение, с отсылкой к истории десятилетней давности, прозвучало и сегодня, когда "ДП" попросил представителя антимонопольной службы прокомментировать ожидаемый в 2019–м скачок цен.

Таковы законы рынка

Чем больше спрос, тем выше цена — это естественный закон экономики. И все же амплитуды в тарифной политике петербургских отелей столь велики, что заставляют усомниться в "реальности" цен, которые в период ПМЭФ относятся скорее к области фантастики. Показательно и то, что именно в период ПМЭФ в петербургских отелях начинают действовать уж совсем не рыночные ограничения: номера продаются минимум на три–четыре ночи. И неважно, что многие делегаты — люди не только состоятельные, но и очень занятые — приезжают не на все время работы форума, а на 1–2 дня. Должны платить, выносят вердикт отельеры.
В преддверии Кубка конфедераций в 2017 году и ЧМ–2018, на которых в совокупности ожидались сотни тысяч болельщиков, правительство страны взяло вопрос отельного ценообразования в собственные жесткие руки — и установило гостиницам планку на стоимость обслуживания. Для каждого региона был составлен отдельный прайс — вне зависимости от "звездности". В Петербурге максимальная цена составляла 700 тыс. рублей — за сутки в люксовых номерах пятизвездочных гостиниц. "Фонд Росконгресс неоднократно пытался воздействовать на представителей гостиничного бизнеса, чтобы сдержать рост цен. В ход шли и мягкие уговоры, и обращения к городским властям и в антимонопольные органы. Однако все эти меры так и не смогли помешать отелям взвинчивать цены", — объясняют организаторы форума.
Однако отельеры стоят на своем — спрос огромен, а клиенты, по их словам, уже не туристы, а просто давние знакомые. "У нас много постоянных гостей, которые приезжают на форум из года в год и являются нашими лояльными клиентами в течение всего года, — говорит директор по продажам и маркетингу отелей "Астория" и "Англетер" Екатерина Андреева. — Мы используем международную систему управления доходами, и наше ценообразование является динамическим, где стоимость номера напрямую связана со многими факторами — в первую очередь с прогнозируемым спросом".
Эту же позицию занимает и президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада Леонид Гарбар: "Это происходит ежегодно, и ничего не меняется. На уровень предложения влияет экономическая ситуация в стране. До 2012–2014 года на это смотрели сквозь пальцы. После кризиса 2014 года рост ценника сильнее ощущается, и на это смотрят более внимательно. Но смотрят спрашивающие. Предлагающие — отели — стараются поддержать уровень прибыльности. Есть сезонные колебания спроса, когда предложение становится дороже. Когда интерес к городу подогрет, то отели чувствуют за собой право увеличить цены".
Однако и в гостиничной среде есть разные мнения. "Любой добропорядочный отель — не для "одноразового гостя". Профессионалы рынка всегда стремятся наработать клиентскую базу. Снять сливки с клиента за один раз и больше его никогда не увидеть — это не то, к чему нужно стремиться", — уверена совладелица компаний "ТАЙГА Hostel&Hotel" и Hotelinstinct Алена Енова.
Однако мейнстримом этот взгляд не стал. За время ПМЭФ владельцы гостиниц успевают неплохо заработать — не желая слышать пожелания властей и организаторов. Вот только в этой парадигме странно слышать просьбы о помощи к власти, которые раздаются в период низкого сезона. Ведь если сотрудничать — то во все времена года, не так ли?