Шаперон что надо. В Эрмитаже выставили шедевр XV века

Не самое известное произведение Паоло Уччелло — "Святой Георгий, поражающий дракона" из парижского музея Жакмар–Андре. Эта работа не из тех, к которым со всех концов мира стекаются туристы. И тем не менее для нас ее гастроли в Эрмитаже — событие. Эрмитажная итальянская коллекция, спору нет, хороша. Но ведь итальянского искусства много не бывает, а с Уччелло у нас совсем не задалось. В России нет ни одной его работы.
Паоло Уччелло был учеником великого Гиберти. Учеником, в некоторых отношениях превзошедшим своего учителя. Оба классики флорентийского искусства и ключевые фигуры Ренессанса. В Дуомо и флорентийских церквях можно увидеть самые известные вещи Уччелло. Впрочем, он работал не только здесь, но и в Венеции, причем в Сан–Марко, а также в Болонье, Падуе и других итальянских столицах. Иметь в коллекции хотя бы одну его работу — гордость для любого музея, поскольку без Уччелло неловко рассказывать историю искусства.
Он был одним из наиболее виртуозных мастеров перспективы. Причем в отличие от большинства художников Возрождения в своих вещах повествовательностью и реализмом пренебрегал, изощряясь в работе над трехмерностью изображения. В самой известной картине художника — "Битве при Сан–Романо", выполненной для Дворца Медичи и прославляющей победу флорентийской армии над сиенцами, правдоподобия немного. Ни воины, ни их оружие, ни их кони, ни зайцы, перебегающие поле в стороне от схватки, да и само поле не похожи на самих себя. Зато все соответствует законам перспективы, вплоть до шаперона — модной в ту эпоху шапки, — написанного по модели геометрической фигуры "тор". И если живопись Уччелло бесконечно далека от реальности, то "тем хуже для реальности", как съязвил один знаток ренессансной живописи.
"Святых Георгиев" у Уччелло два. Один, более известный, находится в Лондонской национальной галерее. Он написан относительно поздно и прославлен поклонниками Уччелло в XIX–XX веках. Картина, которую привезли к нам, довольно ранняя. Музей, где она хранится, гораздо менее известен, чем Национальная галерея. Однако знатоки и любители поздней готики и Возрождения ее ценят.