Вредные советы. Топонимический антитоп общественных структур при районных администрациях

Автор фото: архив "ДП"
Если вам кажется, что вопросами названий улиц, мостов и скверов занимается в Петербурге только топонимическая комиссия, вы сильно ошибаетесь. Со времен Георгия Полтавченко город в лице разных органов власти строит в этом направлении разнообразные препоны. Но все они кажутся второстепенными, когда в дело вмешиваются общественные советы при райадминистрациях. Это такие удивительные органы, способные замусолить любое начинание. Органы, члены которых считает себя специалистами в любой области. Первые топонимисты на деревне.
Попробуем проанализировать примеры. В Авиагородке создан топонимический ансамбль улиц, названных по подмосковным аэропортам, — Домодедовская, Шереметьевская, Быковская и Внуковская. К ним хотели добавить Раменский переулок. Но общественный совет Московского района идею забраковал — без пояснений. Ранее тот же орган отправил в утиль концепцию для района Мясокомбинат. Он расположен вдоль Московского шоссе, а потому комиссия хотела видеть там напоминания о районах, через которых проходит трасса Петербург — Москва, а именно Вышневолоцкую улицу и Химкинский переулок.
Или вот общественный совет Красносельского района. Он выступил против переименования одной из двух улиц Юных Пионеров в Красном Селе. На аргумент, что два одинаковых наименования создают путаницу, кто–то из общественников–красноселов, говорят, назвал топонимистов чуть ли не пятой колонной, покушающейся на святое — историю Советского Союза и пионерской организации. Этим же людям не понравилась Гарнизонная площадь на перекрестке проспекта Ленина и улицы Первого Мая, перед гарнизонной Троицкой церковью. Взамен совету хочется площадь Типанова. Одной крупной улицы Типанова Петербургу недостаточно.
Но на верхней строчке топонимического антитопа — общественный совет Кировского района. Кажется, что он согласовывает только названия "в честь". Совет протестовал против Шефферова моста (по исчезнувшему Шефферову переулку), Новоапостольского моста (негоже называть объекты по неправославным храмам, будь они хоть трижды ориентирами). Не появятся на карте и Вальтеровский проезд (по Вальтеровскому каналу) и Тентелевский переулок (по Тентелевскому химическому заводу).
А в случае со сквером у Цирка в Автово совет выступил не фильтром, но инициатором. Где–то здесь находился знаменитый с XVIII века Красный кабачок, просуществовавший до прошлого столетия. По нему называлось Краснокабацкое шоссе (ныне улица Червонного Казачества и часть Краснопутиловской).
Комиссия одобрила название Краснокабацкий сквер. Районная администрация при активной поддержке общественного совета "топила" за сквер Петра Семененко — в честь бывшего гендиректора Кировского завода, ушедшего из жизни при многим известных обстоятельствах. Провели опрос: за Краснокабацкий сквер проголосовал 61%, за сквер Петра Семененко — 1,2%. Но мнение реальных жителей, а не квазиобщественности проигнорировали.
Кто же входит в эти советы, раз их мнение так важно для районных властей? Согласно официальным данным, это руководители бюджетных организаций (разумеется, далеких от топонимики и истории вообще) и частных фирм — не сказать чтобы районообразующих. В том числе, конечно, строители "муравейников". Позиция их перекрывает мнения авторов Топонимической энциклопедии.
Так и живем.