Китай — Европа. Промышленность Ленобласти расширяет присутствие на европейском e-commerce

Автор фото: Алена Марченко

В начале года промышленные предприятия Ленобласти получили возможность выгодного размещения на китайской b2b-площадке Alibaba с помощью федеральных дотаций со стороны Центра развития промышленности Ленобласти. Теперь список направлений для промышленной торговли решено расширить — предприятия смогут льготно размещаться на площадке Europages.

Центр развития промышленности возьмет на себя до 80% затрат для размещения на площадке. По мнению экспертов, европейский рынок — это первое направление, на которое следовало обратить внимание промышленникам. Китайский рынок для российской продукции весьма специфичен, а вот товарами из Ленобласти интересуются в Германии, странах Прибалтики и Северной Европе.

Окно с видом на новые рынки

Когда стало известно, о проекте по размещению товаров ленинградских предприятий на Alibaba среди прочего упоминалось, что на маркетплейсе будут представлены в основном пищевые продукты и легкая промышленность. Первопроходцами на Europages, скорее всего, станут товары той же направленности, но к ним также прибавятся предприятия лесообрабатывающей, химической промышленности, производители теплового оборудования, мебели, комплектующих для машиностроения.
По информации АНО "Центр развития промышленности Ленинградской области", о планах развивать e-commerce-сегмент заявили 50 товаропроизводителей. Стоимость размещения аккаунта на электронной площадке обычно варьируется от  $1,3 тыс. до $5,9 тыс. в год, но промышленники — партнеры АНО "ЦРП ЛО" получат возмещение 80% затрат для работы на площадке по соглашению с Российским экспортным центром (РЭЦ).
Чтобы выйти на европейскую линию, на ПМЭФ было заключено соглашение с консалтинговой компанией "Виконн", которая является представителем Europages в России и специализируется на помощи бизнесу по освоению этой площадки, а также немецкого маркетплейса Wer Liefert Was (крупнейшая немецкая b2b — электронная площадка для продвижения производственных товаров и услуг). Такие консультации обычно включают в себя создание аккаунта магазина, презентационной карточки производителя на сайте, помощь в оформлении электронного магазина, а также помощь с переводом и связью с иностранными партнерами — логистами, оптовыми закупщиками и т. д.
"Надо отметить, что к электронным торговым площадкам экспортеры Ленинградской области пока только присматриваются, предпочитая традиционные способы ведения ВЭД. Инертность объясняется отсутствием необходимых специалистов и компетенций, — поделился с "ДП" генеральный директор АНО "ЦРП ЛО" Андрей Пивинский. — Торговать электронно предпринимателей учат в "Школе экспорта" РЭЦ. Программа экспортных семинаров разработана Российским экспортным центром для малых и средних компаний, планирующих выход на зарубежные рынки. Образовательный проект направлен на увеличение количества экспортеров и объема экспорта в регионах. Оператором проекта в Ленинградской области определен Центр поддержки экспорта, который входит в структуру Центра развития промышленности Ленинградской области".

Научить торговать за рубеж

Выход на электронную трансграничную торговлю является для многих промышленников Ленобласти новинкой.
"Мы заметили, что многие предприятия не то чтобы имели странички на иностранных языках. Зачастую бывает, что у них вообще нет сайта как такового. Было бы неплохо создать какие-то круглые столы или мероприятия для промышленников, чтобы они осваивали новый инструментарий по выведению продукции за рубеж и где они также бы узнавали о государственных дотациях", — отмечает Наталья Проказова, генеральный директор ООО "Виконн".
Первой попыткой по размещению информации об экспортерах Ленинградской области на электронных площадках стало появление на платформе Bank of business partners (Банк бизнес-партнеров). Эта площадка была запущена ПАО "Сбербанк России" при поддержке РЭЦ и Министерства экономического развития для всех, кто занимается внешнеторговой деятельностью. Зарегистрированные пользователи (юридические и физические лица) публикуют информацию о своей деятельности и товарах, контактную информацию и любые ссылки, по которым их можно найти на других сайтах.
"В Ленинградской области зарегистрироваться предприятиям на BBP помогает Центр поддержки экспорта. Услуги оказываются бесплатно в рамках заключенного осенью 2018 года соглашения о сотрудничестве между Сбербанком и Центром развития промышленности региона", — рассказал представитель АНО "ЦРП ЛО".
В феврале 2019 года на площадке было зарегистрировано первое ленинградское предприятие — ООО "Копорский Иван-чай". Сегодня на BBP представлены данные еще об 11 товаропроизводителях. Общее число просмотров приближается к 4,5 тыс. Наибольшую заинтересованность вызвали предложения производителя трикотажа ООО "Элком" (3097 просмотров на площадке), производитель автоприцепов ООО "Трейлер Технолоджи"  (359 просмотров) и ООО "Копорский Иван-чай" (255 просмотров).

Кто ждет наши товары

У китайского и европейского рынка есть своя специфика, а также свои особенности и отличия есть у Alibaba и Europages, отмечает Наталья Проказова.
"Я думаю, что от китайского рынка слишком завышенные ожидания. Китайский рынок, безусловно, большой и емкий, но я долгое время работала с Китаем и могу отметить, что там присутствуют товары разных уровней обработки и ценовых категорий. Это страна, которая практически впереди всей планеты по уровню развития промышленности, поэтому российским производителям очень сложно конкурировать с их местным собственным производством. Успешные российские кейсы, которые выстрелили в Китае, — это обычно либо эксклюзивное оборудование, которое китайцы покупают, чтобы воспроизвести их затем самостоятельно, либо какие-то экологические продукты питания, например мед", — считает эксперт.
Европейцы, по словам Проказовой, также покупают огромное количество продукции в Китае, но Россия имеет для них намного более выгодное географическое положение, что в конечном итоге может стать хорошим преимуществом для ленинградских производителей. По мнению главы компании "Виконн", товарами из Ленинградской области могут заинтересоваться в Прибалтике, Венгрии, Польше, Чехии, Австрии и даже на объемном немецком рынке.
"Это отличный потенциал для сбыта товаров разного уровня обработки. То есть как для сырьевых товаров — лес и пиломатериалы, которые уже сейчас успешно экспортируются в Финляндию и другие страны Скандинавии, так и для товаров глубокой обработки — мебель или мед. Из успешных кейсов могу назвать продажу детского пластилина и кранов. Например, успешной оказалась ленинградская компания "Петрокаб", но пока наиболее активными являются сибирские производители", — рассказала Наталья Проказова.
Alibaba, которую ленинградские промышленники начали осваивать с февраля, и Europages, по ее словам, являются в этом плане принципиально двумя разными площадками. Alibaba больше напоминает магазин с витриной, в время как Europages похож на каталог товаров, в котором ты самостоятельно занимаешься поиском покупателя. Таким образом, европейский маркетплейс является удобным инструментом для маркетинга, с помощью которого можно изучить конкурентов.
Сами ленинградские производители вполне положительно отнеслись к возможности по льготному выходу на Alibaba и Europages. Например, производитель детской, школьной и офисной мебели "Мебелетта" планирует выйти на скандинавский рынок: "Мебельный рынок в России не растет. Поэтому присматриваемся к зарубежным рынкам. Начали сотрудничество с дизайнерами Великобритании и Финляндии с целью выхода на европейский и скандинавский рынки. У нас есть потенциальный партнер в Скандинавии и Великобритании, интересен рынок Центральной и Восточной Европы. Электронную коммерцию рассматриваем как одно из направлений продвижения продукции. Мы активно участвуем в электронных аукционах по закупкам для госзаказа и крупных коммерческих предприятий. Изучаем возможности Alibaba. Com и Europages для продаж физическим лицам небольшими партиями", — рассказал Андрей Козлов, заместитель генерального директора ООО "Мебелетта".
Индивидуальный предприниматель Ольга Завьялова, которая сотрудничает с АНО "ЦРП ЛО", также смогла определить свои потенциальные рынки сбыта и планирует активно осваивать крупные площадки. Так, предпринимательница планирует продавать свои товары в Австрию, Скандинавию и Германию: "Наш бизнес молодой, мы начали производство в декабре 2018 года. Из отходов лесопереработки делаем гигиенические товары для животных — древесный наполнитель для туалетов животных и мульчу из коры сосны для ландшафтного дизайна. Половину объемов продукции будем продавать посредством e-commerce. Торговля через интернет для нас не нова, но на крупные площадки пока не выходили. Сейчас, когда появилась возможность получить финансовую поддержку от Центра поддержки экспорта, мы это обязательно сделаем".