С головой не дружат. В чем профессиональное образование опережает высшее

Автор фото: Vostock-Photo
При перманентном дефиците кадров в экономике спрос на профессионалов растет. Флаг престижа рабочих специальностей крепко держат различные движения и цифры зарплат в агрегаторах вакансий. Встанут ли колледжи на одну ступень с вузами, разбирался "ДП".
Согласно официальным данным, в 2018 году в колледжи принято 906 тыс. выпускников 9–х и 11–х классов, а в вузы — чуть более 1 млн студентов. Пятая часть идет в вузы с дипломом об окончании колледжа. В исследовании Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС интересные цифры: решение о продолжении учебы в школе в 2017/18 году приняли 53,6% девятиклассников, а 41,6% продолжили обучение в профессиональных образовательных организациях (ПОО): профучилищах, колледжах и техникумах. Тенденция идти в ПОО растет. Кризис — меньше семей готовы вкладываться в высшее образование детей, рассчитывая, что они сами заработают на дальнейшее обучение, получив профессию.
Возможность заработать есть. На портале "Работа в России" работнику со средним профобразованием готовы платить от 75 тыс. до 105 тыс. рублей — за качественную электрогазосварку трубопроводов, а печнику в Петербурге и Ленобласти — до 100 тыс. рублей. Список самых высокооплачиваемых профессий в стране возглавили инженер–мехатроник в автомобилестроении и сварщик дуговой сварки.

Руками на будущее

На рабочие специальности бум. Минтруд в мае спросил десятки тысяч работодателей, в каких специалистах они нуждаются. Рейтинг возглавили продавец–кассир, повар, педагог проф– и допобразования. Половина опрошенных ищет сотрудников со средней квалификацией, "синие воротнички" нужны.
"В последние годы отмечаем рост числа студентов. На иные направления конкурс до восьми человек на место. Самые востребованные: информационные системы и программирование, дизайн, судостроение, правоохранительная деятельность, гостиничное дело. С нами стали активнее сотрудничать промпредприятия. Многие четверокурсники работают и из–за занятости переходят на индивидуальные учебные планы", — говорит замдиректора Петровского колледжа Светлана Козырева.
Согласно мониторингу трудоустройства выпускников ПОО в Петербурге, проведенному Минобрнауки, в 2016 году им в среднем платили 30 тыс. рублей в месяц, а в отдельных сферах — почти официальную среднюю зарплату Петербурга — в феврале это 58 тыс. рублей. Зарплата выпускников Колледжа информационных технологий — 46 тыс. рублей, а Фельдшерского техникума — 40 тыс. рублей. "Выдающиеся студенты, которые попадают на производственную практику на 3–м курсе, к моменту выпуска могут зарабатывать до 80 тыс. рублей в месяц. Средняя же зарплата студентов — порядка 30 тыс. рублей", — разъясняет замдиректора по учебно–методической работе Петербургского колледжа информационных технологий Ольга Венедиктова.

Сковырнули корочку

Получается, что диплом о высшем образовании больше не единственный надежный пропуск в достойную жизнь? Как бы не так, уверен гендиректор ООО "Институт строительного проектирования "Геодизайн" Тарас Гронин: "Выпускники колледжей сразу после окончания непригодны для работы у нас. Им не хватает практики, еще нет понимания ответственности за проекты и их эстетической ценности. Сразу же после колледжа человек может пойти в строительство. Если он захочет развиваться дальше, то идет в вуз, изучает нормативы, материалы и технологии и тогда становится полезен и интересен нашей компании".
Но отсутствие опыта с лихвой компенсируется горящими глазами, неисчерпаемой энергией и желанием расти профессионально, возражает директор Института сестринского образования Ирина Просветова: "Выпускники после получения среднего профобразования более мотивированы, профессионально ориентированы при поступлении в вуз. Наличие диплома дает возможность совмещать учебу и работу на должностях среднего медперсонала, овладеть умениями и навыками как гарантом будущей успешности в профессии". "Порядка 70% наших выпускников продолжают обучение в вузах на заочной форме, на очную поступают до 10%. На последнем курсе со студентами работают специалисты, помогают им в построении индивидуальной траектории карьеры", — добавляет Светлана Козырева.

Разошлись в классах

Техникум в анамнезе дает студентам потенциальную силу для уверенного движения вперед. Однако при сличении на университетской скамье выпускников школ и ПОО отличия разительные: "У первых, заточенных на сдачу ЕГЭ, сильнее фундаментальная база — в математике, физике и других точных науках. Ребята со средним профобразованием имеют практическую подготовку, с ними легче работать в части профессиональной, они знают, зачем пришли в вуз, — рассказывает руководитель Дирекции основных образовательных программ СПбПУ Людмила Панкова. — Но многих приходится "подтаскивать" по фундаментальной подготовке. На старших курсах, когда они проходят производственную практику, разница несколько сглаживается".
Работодатели это учитывают и подбирают кадры под свои нужды. Собрать рабочий пазл на производстве непросто, каждая деталь должна четко вписываться в определенную полость, подчеркивают в "Силовых машинах": "Вузы и ссузы дают разные объемы знаний, поэтому сравнивать уровень подготовки не совсем корректно. Выпускники колледжа ориентированы на выполнение конкретных операций, а выпускники вуза обладают большей теоретической и разносторонней подготовкой".
На образовательной арене у колледжей и вузов разные роли, однако и тут все смешалось. Как говорит директор Центра трансформации образования московской школы управления "Сколково" Ольга Назайкинская, СПО давно отпочковалось от системы высшего образования, но многие университеты пытаются совмещать профессиональное с фундаментальным. "В СССР существовало высшее профобразование. В этом был замысел — в институте студент готовился занять конкретное рабочее место. Сейчас мы живем в мире, где это важный момент, но он не имеет отношения к высшей школе. Университеты по своей модели дают высшее образование, которое не обязательно предполагает такую подготовку. Университет дает расширенную картину мира, фундаментальные знания, возможность "профессионализироваться" через магистратуру. Речь о конкретной должности не идет, но вузы находятся в парадигме того, что это их задача. Это мешает им становиться университетами в полном смысле этого слова. Надо различать процесс образования и процесс профподготовки. Многие вузы объективно отстали, и СПО обогнало их на повороте. Большую историю успеха создает движение WorldSkills, которое буквально за воротник вытаскивает профессиональное образование. Профподготовка в колледжах на голову выше, чем в вузах: первые умеют делать это быстрее, качественнее, технологичнее. Сейчас многие профессии, которые требовали от работника исключительно высшего образования, требуют уже профподготовки. Это нормально, весь мир двигается в этом тренде. Образовательным организациям в России важно определиться, по какому пути они идут", — считает эксперт.