Бизнес на росписи. Сувенирный бизнес за пять шагов

Автор фото: Валентин Беликов
Предприниматель Сергей Лебедев воссоздает изделия народных художественных промыслов, которые бытовали раньше на территории Ленинградской области.

Предприниматель Сергей Лебедев вложил в возрождение народных художественных промыслов 7,5 млн рублей.

В 2018 году Сергей Лебедев начал реализовывать инвестиционный проект по возрождению народных художественных промыслов Ленинградской области. В Волховском и Тихвинском районах открываются мастерские, созданы два мини–предприятия — ООО "Волховская роспись" и ООО "Шугозерская роспись".
Готовая продукция на данный момент — это сувенирная версия традиционных изделий русского быта XIX — начала ХХ веков (в основном небольшие прялки). Она распространяется в Петербурге, в том числе в магазинах морского пассажирского порта "Морской фасад".
"Магазины расположены в двух терминалах. Место было выбрано неслучайно: здесь очень высокая проходимость. В сезон (за 5 месяцев) бывает около 700 тыс. человек — иностранных туристов со всех уголков мира", — отмечает Сергей.
На следующем этапе в мастерских планируется изготавливать и другие расписные изделия из дерева — панно, подносы, декоративные доски, игрушки.

Спрос на русскую культуру

Идея возродить художественные промыслы возникла во время работы над другим проектом в сфере ремесленничества — творческой экомастерской TreeArt. По словам предпринимателя, в Петербурге продают сувениры из Китая, местной продукции почти нет. Поэтому возрождение промыслов, бытовавших ранее на территории Ленинградской области, Сергей Лебедев посчитал перспективным. "Мы понимаем, что подобные сувениры востребованы, потому что запрос на российскую историю и культуру достаточно велик", — считает предприниматель. Работу над проектом он ведет совместно с ведущими музеями Петербурга. "Нам удалось воссоздать сюжеты, которые находятся на изделиях в музейных фондах", — рассказывает Сергей.

Без государственной помощи

В бизнес было вложено 7,5 млн рублей. Эти затраты на реализацию первого этапа проекта ушли на маркетинговое исследование, работу юристов, культурологов, мастеров художественной обработки дерева и росписи по нему, на разработку образцов, линейки продукции и ее упаковки, а также на аренду помещений.
Финансовую помощь у государства Сергей не просил. Но говорит, что областные власти оказывают организационную и консультативную поддержку. Первоочередная цель, по словам предпринимателя, не состоит в максимально скором возврате инвестиций, так как воссоздание промыслов требует больших вложений и проработок. Помимо открытия мастерских нужно создать и инфраструктуру. "Мы полностью локализуем производство в районах бытования, включая столярные мастерские. Поэтому прибыль от проекта будет реинвестирована в дальнейшее развитие. Таким образом, о скором возврате инвестиций речь не идет. И мы это понимаем", — рассказывает Сергей Лебедев.

Галерея промыслов

В планах компании — открытие собственной галереи в центре Петербурга, в которой будет представлена продукция предприятий народных художественных промыслов Северо–Запада России. Также будет организована интерактивная зона, где будут проходить мастер–классы, выставки, образовательные и иные тематические мероприятия.
Председатель правления ассоциации "Народные художественные промыслы и ремесла Петербурга" Вадим Савченко отмечает, что местной сувенирной продукции в городе практически нет. Больше 30% — товары из Китая. Лишь 10% изготавливают российские производители, из них на долю петербургских компаний приходится 3%.