«Интернет для недвижимости»: сооснователь IT–компании NOVA Денис Радзимовский о запуске глобальной платформы

Основанная в Петербурге IT–компания NOVA разрабатывает и готовит к запуску сервис для глобального рынка недвижимости — NOVA Realty. В планах компании — выход на рынки 150 стран и создание глобальной платформы с открытым кодом, объединяющей всех основных игроков рынка недвижимости.

Сооснователь NOVA Денис Радзимовский рассказал о потенциале платформы, кризисе доверия в недвижимости, Дурове и ПМЭФ, а также смене парадигмы в работе с данными на уровне государств.
— Как вы позиционируете свой продукт? Это блокчейн–платформа или комплекс аналитических программ?
— Наш сервис нельзя назвать блокчейн–платформой, потому что для его разработки используется 8 различных технологий, и блокчейн только одна из их. На нашей платформе реализован ряд приложений. Основными являются Nova Research — база данных с аналитикой по недвижимости — и Nova Terminal — площадка для взаимодействия между участниками рынка на базе смарт–контрактов. Наш проект прежде всего инфраструктурный, и мы говорим об автоматизации всех процессов. Запуск сервиса — это возможность в максимально открытом формате пользоваться актуальной информацией и проводить сделки быстрее, удобнее и надежнее.
— Как можно одним предложением описать проект для инвесторов, не связанных с недвижимостью и IT?
— Это сервис для глобального рынка недвижимости. Платформа или экспертная система — каждое из этих определений будет верным. Но это не мобильное приложение, не информационный портал и не маркетплейс. Это смело, но я бы позволил себе даже такое обобщение — интернет для недвижимости. Глобальная сетка, в которую, по нашим расчетам, должны перейти все основные игроки рынка.
С точки зрения отраслевой принадлежности, наша платформа относится к сегменту PropTech*. У этого сегмента, в отличие от FinTech**, не было разработанной инфраструктуры, единого поля. Его мы и создаем — открытую экосистему для всех участников и других проектов сегмента PropTech, и чем дальше она будет развиваться, тем больше функций и возможностей в ней появится.
— Выходит, конкурентов в сегменте PropTech у вас пока нет?
— Конкуренты есть, готового решения нет. Очень хорошо зная рынок недвижимости, могу утверждать: если бы такое решение было, то им бы уже пользовались все.
— На какой стадии находится разработка платформы?
— Мы презентовали минимально работающую версию (MVP) сервиса, подали патентную заявку и начали открытый диалог со всеми, кому интересен наш проект: игроками рынка недвижимости, IT–компаниями, представителями государств, инвестиционными фондами. Для запуска сервиса нам нужно подключиться к внешним базам данных — реестрам и кадастрам недвижимости разных стран, финансовых институтов и т. д. Этим мы планируем заняться с середины следующего года.
— Допустим, вы стартовали в Эстонии, где у вас размещена штаб–квартира. Как работает сервис?
— Предположим, вы инвестируете на глобальном рынке, у вас есть $1 млрд. Вы заходите на нашу платформу, задаете фильтры: сумма, сегмент недвижимости, срок окупаемости и другие, настраиваете дополнительные условия, и на карте мира сервис показывает вам точки, объекты для инвестиций. Вы их укрупняете, просматриваете детализацию по объекту, собранную из десятков источников, обновляемых в режиме онлайн, вплоть до политической конъюнктуры и VR–экскурсии на объект. В итоге вы получаете объективную информацию, поэтому вас сложнее ввести в заблуждение, вы все видите сами и вам легче принять управленческое решение.
— Но инвестор может, например, в Петербурге посмотреть на торгах дома на Миллионной улице, получить в описании всю информацию. Разве нет?
— Обычно организаторы торгов дают свою оценку и описание объекта. Инвестор же должен довериться этой информации, поскольку зачастую у него просто нет возможности проверить все исходные данные по лоту. Особенно это актуально для проектов на стадии выбора земли. В этом случае инвестору необходимо собрать максимум данных по объекту от разных источников, что требует немало времени и сил. Наша же платформа дает эту возможность в режиме онлайн. К такому принципу работы, к полной открытости данных сейчас приходят многие развитые страны. И с ними мы и намерены работать в первую очередь.
— Россия входит в их число?
— Наша компания изначально разрабатывает глобальный сервис для всех стран в мире. Но на текущий момент, к сожалению, мы не видим в России условий для его запуска. Мы верим, что через 5 или пусть даже через 50 лет все данные станут прозрачными, и обязательно появится возможность его запуска здесь. В ЕС, США и Азии такая реформа уже идет, это процесс необратимый, а мы поэтапно выходим на их рынки. Технический запуск проекта намечен на 2021 год, полноценный старт — с 2022 года.
— В России пока нет, но вы готовы показать сервис, например, на ПМЭФ–2020?
— Конечно, мы готовы и уже с этого года участвуем в различных экономических форумах и других крупных мероприятиях. Но для презентации нашей платформы мы будет отдавать предпочтение тем площадкам, где после разговоров следуют действия. К сожалению, на ПМЭФ так происходит далеко не всегда. Россия в перспективе для нас важный рынок, но сложность интеграции здесь высочайшая (техническая, юридическая, политическая), и не все зависит от нашего желания. По нашим прогнозам, выход сервиса на отечественный рынок произойдет скорее всего через 8–10 лет.
— 10 лет? Как будет развиваться и монетизироваться сервис за это время?
— Примерно к этому моменту, к 2030 году, по предварительным расчетам мы намерены занять 10% мирового рынка недвижимости по объему транзакций в год. Международная консалтинговая компания Cushman & Wakefield оценивает рынок по этому показателю в $1,8 трлн. На этапе запуска сервиса наша цель — 1% пользователей глобального рынка недвижимости. Мы рассчитываем на 1% с каждого транша на нашей платформе независимо от того, в каком объеме пользователь использует ресурсы сервиса. Валюта расчета также не имеет значения — она конвертируется в единую расчетную единицу нашей платформы по принципу депонирования средств. Поэтому потенциальная капитализация нашей компании оценивается экспертами рынка очень высоко.
— Значит вы вводите в обращение криптовалюту NOVA?
— Нет, речи о криптовалюте не идет. Мы не собираемся создавать свою криптовалюту, мы прекрасно понимаем риски такого решения. Я говорю про нашу расчетную единицу. При этом финансовым обеспечением сделки будут заниматься наши партнеры в регионах присутствия — банки или платежные системы, самые популярные игроки на рынке отдельно взятой страны.
— Сейчас одним из самых обсуждаемых блокчейн–проектов стал TON от братьев Дуровых. Как его запуск или провал может повлиять на ваш сервис?
— Как бы мы не относились к идее братьев Дуровых, запуск TON, конечно же, повлияет и на нас. Как и скорый запуск Facebook своей криптовалюты. Это новые технические решения, это формирование имиджа блокчейн–экономики. Но главная проблема все же останется — интеграция этих проектов с существующими реестрами. Все зависит от того, как они разберутся с этим. Скоро увидим.
— С учетом масштабности проекта, есть ли у вас сформированная глобальная цель?
— Да. Мы выступаем за равные возможности, за пространство, в котором договоренности не может нарушить никто. Мы хотим прозрачных условий и доверия на рынке недвижимости, неизменности правил игры задним числом, для чего и создается наша платформа. Если говорить глобально, то мы видим, что возможности этого проекта позволяют изменить парадигму человеческих отношений и предложить глобальному рынку открытые и честные правила игры.
Сейчас мы подошли к тому этапу, когда призываем экспертов рынка недвижимости, IT и других смежных сегментов к сотрудничеству для объединения усилий для скорейшего запуска нашего проекта. Именно поэтому 27 июня на бизнес–завтраке ДП «Тенденции развития рынка PropTech в России и мире» мы бы хотели обсудить эти темы, а также презентовать сервис NOVA Realty, поскольку хотим работать с экспертами рынка. В Петербурге они есть и их позиция значима для нас.
*Proptech (property technology) — инновационные продукты и модели, появляющиеся на рынке жилой и коммерческой недвижимости.
**FinTech (financial technology) — отрасль, состоящая из компаний, использующих технологии и инновации, чтобы конкурировать с традиционными финансовыми организациями в лице банков и посредников на рынке финансовых услуг.