Курс на цифры

О новых технологиях в лабораторных исследованиях и цифровом здравоохранении "Деловому Петербургу" рассказал Юрий Андрейчук, генеральный директор Лабораторной службы "Хеликс".

Медицинскую сферу порой называют консервативной. Насколько "цифровое здравоохранение" может стать перспективным направлением?

— Это даже не завтрашний, это сегодняшний день. Медицина не может отставать от трендов, и слово "цифровое" к здравоохранению использовать очень и очень уместно. А стандарт обмена медицинской информацией FHIR (Fast Healthcare Interoperability Resources, ресурсы быстрого взаимодействия в сфере здравоохранения) — одно из главных слов в современной медицине, этот стандарт захватывает весь мир.
Еще одно часто употребляемое сейчас слово — "телемедицина", то есть возможность дистанционного взаимодействия между участниками процессов заботы о здоровье. Эта технология дает возможность коммуникации на расстоянии, что позволяет учитывать при лечении и профилактике целый ряд факторов. Хотя все вопросы, связанные с принятием решений врачами, остаются, и никто не отменял важность очного взаимодействия между врачом и пациентом.
Сам процесс принятия клинических решений тоже становится цифровым. Уже появляются цифровые сервисы, значительно помогающие врачу в постановке диагноза, сопровождающие его при реализации клинических рекомендаций.

То есть осмотры у врачей будут требоваться всегда?

— Да, осмотры потребуются. Но сейчас создается очень много гаджетов, которые способны собирать информацию, и это довольно умные приборы. Те же часы — они в какой–то момент превратятся в медицинские девайсы, смогут измерять не только пульс, но и ЭКГ, и еще ряд показателей.
И это будет очень логично с точки зрения экосистемы — есть возможность агрегировать не только информацию после похода к врачу либо электронной коммуникации с ним, но и информацию, собираемую в периметре самого пациента. Таким образом можно накапливать большие данные, чтобы в дальнейшем анализировать их с помощью различных сервисов, которые называют "искусственным интеллектом".
И для таких целей требуются не просто медицинские информационные системы, а целые цифровые платформы. Функциональность таких систем будет определять "цифровой каркас" любого медицинского провайдера, давать ему возможность стандартизировать любые бизнес–процессы, выстраивать маршрутизацию не только своих пациентов, но и сотрудников. В это хорошо вписывается тема с интернетом вещей, потому что эти гаджеты тоже находят сейчас довольно широкое применение в разных клиниках, госпиталях. На Западе, по крайней мере. Хотя и у нас говорят об этом.
Все понимают, что значимость информации в медицине будет только нарастать. Когда возможно персонализированное прогнозирование, это очень дорого стоит. Это, например, в корне меняет модель страховой медицины.

Заранее можно будет более точно просчитывать риски для клиента?

— Естественно, и просчитывать риски, и понимать, где их можно снижать. В результате весь этот хайп про долгожительство — он начинает облекаться во что–то конкретное.
На телефонах уже доступны симптом–чекеры, очень умные. Создаешь аккаунт и, если есть какие–то симптомы или фобии, начинаешь идти по опроснику. Он немного нудный, но программа удивительно точно скажет, на что обратить внимание и куда пойти. То есть у человека в будущем будет больше возможностей контактировать напрямую с каким–то сервисом и получать гораздо больше объективной информации о чем–то. Соответственно, и роль врачей меняется, потому что им придется оперировать все большими объемами информации, и их решения "подсвечиваются", они оказываются на виду.
И для лабораторных компаний современные технологии очень важны — меняется модель диагностики. Все идет в сторону поисковой диагностики, когда есть некая совокупность образцов и есть цель, что нужно выяснить. И достижение этой цели алгоритмизировано. Сначала делается один тест, получается результат, этот результат сравнивается клинически. Для этого очень важен обмен информацией, лаборатория должна иметь доступ к гораздо большей информации пациента, чем фамилия и год рождения. Дальше этот алгоритм может назначать другое исследование, опять повторяется этот цикл. То есть идет тренд к поисковой диагностике. А все это возможно, только если реализован обмен информацией, то есть все учреждения интероперабельны друг к другу.

То есть мы получаем не только информацию о текущем состоянии больного, но и данные в динамике?

— Да, можно проводить целую серию последовательных инструментальных наблюдений, руководствуясь определенной стратегией, и на выходе получать максимально полезную информацию для врача и пациента.
Привычный путь — вы сдали анализ, получили результаты, пошли к врачу, он посмотрел, назначил еще что–то, вы еще что–то сдали. И так и ходишь туда–сюда. Здесь совершенно другой подход, позволяющий выстраивать цепочки исследований более цельно, правильно, в гораздо более короткие сроки и приходить к важным результатам. Соответственно, это и возможность очень здорово контролировать назначения.

Как вы отслеживаете, чтобы ваши клиники шли в ногу со временем?

— Лабораторная диагностика вообще очень близка к процессам IT и автоматизации. Это совершенно логично, потому что наш продукт, по сути, — это информация. Много решений нам пришлось разрабатывать самим, потому что их невозможно приобрести в коробочном виде. Мы первые в лабораторной отрасли, кто поддержал стандарт FHIR. И можно сказать, что мы абсолютно интероперабельная компания, потому что можем выдавать результаты в машиночитаемом виде. Кроме того, мы, наверное, первые из лабораторных компаний, кто начал использовать сервисы интеллектуального анализа данных. Те же лабораторные заключения, которые получают наши клиенты, когда сдают анализы, — вся эта технология построена как раз на методах автоматизированной инженерии знаний. Но мы в эту сторону смотрим давно.
У нас более 350 диагностических центров по всей России и три крупных лабораторных комплекса, и все это очень технологизировано. Нужно иметь правильные облачные решения, нужно смотреть, как это реализовано в лучших кейсах из мировой практики. Можно сказать, что у "Хеликс" одна из самых сильных автоматизаций, какие только есть в России, и она на очень крутом мировом уровне.

Но все эти технологии, наверное, распространены только в больших городах? Периферия зачастую не вся и интернетом охвачена.

— Если она не охвачена интернетом, то надо охватить, ничего другого не остается делать. Медицина всегда не симметрична, в том числе и по географическому принципу. Но это все будет очень быстро развиваться.
Мы в "Хеликсе" даем абсолютно однородный сервис на всей зоне нашего покрытия — не важно, ходишь ты в диагностические центры "Хеликс" или в клиники, где мы выступаем партнером–аутсорсером.

Когда благодаря цифровому здравоохранению мы начнем жить дольше и без болезней?

— Я думаю, что возможности жить дольше есть уже сейчас. Они будут увеличиваться, и их доступность для более широких слоев населения, надеюсь, тоже будет расти. Говорить о каких–то совсем больших революциях в перспективе 5–10 лет вряд ли стоит. Но это эволюционирует быстрыми темпами.