Рост из пробирки. Частная лабораторная диагностика остается быстрорастущим сегментом

Автор фото: Vostock–Photo

Рынок частной лабораторной диагностики остается одним из самых быстрорастущих сегментов на петербургском рынке коммерческой медицины

За минувший год рынок частной лабораторной диагностики вновь продемонстрировал положительную динамику по приросту к предыдущему периоду. По подсчетам "ДП", за 2018 год увеличение рынка частной лабораторной диагностики в Петербурге и Ленобласти составило около 20%, общий объем рынка в денежном эквиваленте оценивается на уровне 6,2 млрд рублей.
Как рассказал Юрий Андрейчук, генеральный директор "Лабораторной службы Хеликс", крупнейшие частные лабораторные сети продолжили активно расширяться. Например, "Хеликс" прирастает по количеству диагностических центров на 25–30%. Сейчас у компании 111 центров в Петербурге и Ленинградской области. Аналогичные показатели демонстрирует и еще один крупный федеральный игрок — сеть "Инвитро", которая в настоящий момент насчитывает 102 медицинских офиса в Петербурге и Ленинградской области.
Кроме того, рынок частной лабораторной диагностики в 2018 году продолжил консолидацию, в результате которой более слабые операторы покидают рынок, а их клиентопоток перераспределяется между крупными федеральными игроками. В частности, в мае 2018 года "Инвитро" совершила сделку по приобретению 100% акций ООО "МС Групп", управляющего сетью клиник "Лечу.ру".

Ударили рублем

При этом, по мнению Родиона Осешнюка, управляющего испытательным лабораторным центром "Эко–безопасность", рынок лабораторных услуг все еще далек от насыщения и в перспективе будет расти как количественно, так и качественно.
"Количественно он будет расти как раз за счет больших сетевых игроков, представляющих частный бизнес", — убежден эксперт. Сейчас не менее 75% рынка контролируют три сети — "Лабораторная служба Хеликс", "Инвитро" и Северо–Западный центр доказательной медицины. Еще около 15% рынка делят 10 крупных операторов, в число которых входят "СитиЛаб", "Гемотест", "Риат", "Биотехмед", "Медлаб" и др.
При этом эксперты отмечают растущий уровень конкуренции со стороны непрофильных игроков в лице медицинских холдингов, развивающих свои отделения лабораторной диагностики, а также государственных клиник, с которыми "частники" делят рынок обязательного медицинского страхования (ОМС). "Рынок ОМС очень перспективен для частных лабораторий, но госзаказ они получают только после государственных лабораторий", — поясняет Родион Осешнюк.
Кроме того, большим преимуществом госсектора является возможность предоставления пациентам более мягкой ценовой политики.
"Если говорить о стоимости услуг, то государственные поликлиники работают в рамках тарифов, установленных программой ОМС, — поясняет Родион Осешнюк. — В ответ частная медицина при проведении аналогичных исследований старается привлечь клиентов за счет сервиса и скорости. Так как сегодня время становится все более ценным ресурсом, то зачастую люди предпочитают потратить деньги, чтобы было быстро и качественно".
Веским аргументом в пользу частных лабораторий также является возможность делать уникальные обследования.
"Обычная клинико–диагностическая лаборатория районной поликлиники делает стандартный набор анализов. Но, к примеру, анализ на базофильную зернистость эритроцитов, драг– и алкоголь–тесты и многие другие анализы, которые востребованы на рынке, там не сделают", — комментирует Родион Осешнюк.

Драйверы роста

По словам Юрия Андрейчука, в 2018 году продолжился рост спроса на медицинские франшизы и, как следствие, популяризация этой модели бизнеса на рынке коммерческой медицины.
"Для обеспечения клиентопотока недостаточно просто качественного оказания услуг, нужно отстраиваться от конкурентов узнаваемым брендом и понятной бизнес–моделью. А это займет достаточно много времени и средств у нового игрока, запускающего дело с нуля, но будет довольно просто для того, кто начинает работать по известной франшизе", — объясняет Юрий Андрейчук.
К числу драйверов дальнейшего развития медицинского рынка эксперты относят реализацию недавно принятого Закона о телемедицине.
"Стремление современного человека сэкономить время на посещении врачей, консультациях и исследованиях приводит к повсеместной цифровизации медицинских услуг и появлению новых ИТ–сервисов, позволяющих сократить личный контакт клиента с представителями медицинской организации", — говорит Юрий Андрейчук.
По его словам, лидеры рынка уже подключились к этому процессу: разрабатываются собственные продукты и сервисы для клиентов, идет активное взаимодействие и интеграция с игроками на рынке телемедицины.
"Пока еще рано говорить о полной цифровизации российской медицины, но то, что под это готовится определенная законодательная база, открывает большие перспективы перед медицинскими организациями и, несомненно, приведет к положительным переменам в здравоохранении в стране в целом", — резюмирует Юрий Андрейчук.

Топ–5

Лаборатории

1. "Хеликс" — 3,268 млрд руб.
2. "Инвитро" — 1 млрд руб.
3. Северо–Западный центр доказательной медицины — 632 млн руб.
4. "Лабстори" — 329 млн руб.
5. "Клиника 21 век" — 188 млн руб.
— Объем рынка — 6,2 млрд руб.
— Доля рынка топ–5 — 87,4%.