Госпрограммы исчерпали себя. Эксперты зафиксировали резкое снижение числа автокредитов в России

Автор фото: vostock-photo

Рынок автокредитования в России в прошлом месяце снизился на 17,5% по сравнению с апрелем 2019 года. Всего в мае было выдано 75,1 тыс. кредитов на автомобили, в апреле этот показатель достиг докризисного показателя — тогда было выдано 91 тыс. таких займов. Эксперты говорят, что просадка рынка связана с тем, что госпрограммы льготного автокредитования фактически исчерпали себя. Подробности — в материале dp.ru.

Петербург занимает вторую строчку по числу автокредитов в прошлом месяце, уступая лидерство только Москве.
По данным аналитиков, число займов на транспортные средства в городе уменьшилось на 6,5% по сравнению с маем 2018 года — показатель опустился до 4,5 тыс. Отмечается, что в Москве также зафиксировано падение интереса к автокредитам в мае на 4,5% — до 5,9 тыс.
Третью строчку по количеству автокредитов занимает Московская область, там снижение составило 4,9% — общее число выдачи кредитов составило 4,4 тыс. Далее идет Татарстан, число автокредитов снизилось на 10,9% — до 3,7 тыс., а также Башкортостан. Эксперты отмечают, что в регионе увеличилось число выдачи на 0,2% — до 3,4 тыс. автокредитов.

Непростая картина

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), самый высокий рост выдачи автокредитов в мае по сравнению с аналогичным периодом прошлого года был зафиксирован в Кемеровской области. Показатель увеличился на 60,2% — с 1,2 тыс. до 1,9 тыс. Среди лидеров также Кировская область. Рост составил 22,3% — с 624 до 763 автокредитов, в топ-5 вошли Рязанская область, Чувашия и Красноярский край.
Кроме того, эксперты зафиксировали снижение выдачи автокредитования в некоторых регионах. В частности, в Тюменской области падение составило 16% (с 868 до 729), в Воронежской области 15,2% (с 1,5 тыс. до почти 1,3 тыс.), в Ставропольском крае 13,9% (с 1,3 тыс. до 1,1 тыс.), в Самарской области 13,7%, а в Нижегородской области 12,8%.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, автомобильный рынок в России в прошлом месяце сократился на 6,7%. По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, за последние 2 года произошло самое значительное падение продаж легковых автомобилей.
"Конечно, можно было бы сказать, что удивительно теплая для этого времени года погода не помогает продажам, так как много людей проводят больше, чем обычно, времени вне больших городов и торговых центров. Однако главной причиной текущего тренда остается слабый спрос, обусловленный макроэкономическими факторами, такими как растущие расходы домохозяйств после повышения НДС в начале года", — пояснил Шрайбер.
Он добавил, что сейчас автомобильный рынок адаптируется к существенному понижению правительственных субсидий. В целом эксперт уточнил, что "сейчас мы наблюдаем довольно непростую картину".
В апреле 2019 года аналитики утверждали, что автокредитование в РФ вышло на уровень докризисного периода. Тогда эксперты связывали резкий рост рынка с возобновлением госпрограмм льготного кредитования "Первый/Семейный автомобиль" и снижением покупательной способности населения. По данным НБКИ, в начале года было выдано всего 51 тыс. кредитов на автомобили. В феврале показатель достиг 57,5 тыс., а уже в апреле — 90,9 тыс.
По информации бюро кредитных историй "Эквифакс", в апреле 2019 года россияне взяли автокредитов на 57,7 млрд рублей — за последний месяц сумма увеличилась на 13% и достигла исторического рекорда. Отмечается, что за 4 месяца 2019 года жители России взяли автокредитов на общую сумму 179 млрд рублей — это на 25% больше результата прошлого года.

Исчерпали средства

По словам заместителя председателя Локо Банка Андрея Люшина, средняя сумма автокредита в апреле составила 634 тыс. рублей, в мае она практически не изменилась и находится на уровне 620-630 тыс. рублей, считает эксперт.
"Если исключить влияние госпрограмм, то все большую популярность набирают потребительские кредиты на автомобили, поскольку данный вид займа подразумевает гарантию или поручительство, что снижает кредитный и процентный риск для банка", — ранее говорила младший аналитик инвестиционной компании "Фридом Финанс" Александра Овчинникова.
Сейчас ситуация на рынке автокредитования изменилась, считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
"Снижению количества выданных кредитов на покупку автомобилей в мае 2019 года во многом способствовало фактическое исчерпание средств, предусмотренных госпрограммами льготного автокредитования", — пояснил он.
Волков добавил, что программы льготного кредитования оказывали высокий уровень поддержки для автомобильной отрасли РФ, а также стимулировали рост продаж. Заместитель председателя Локо Банка Андрей Люшин также уверен, что у снижения рынка автокредитования есть несколько причин.
"Во-первых, это связано с окончанием льготных государственных программ, которые значительно поддерживали рынок. Во-вторых, падение реальных доходов населения также негативно сказывается на объеме покупки автотранспорта для личных нужд", — пояснил Люшин.
Он добавил, что если государство не примет никаких мер, то количество автокредитов будет снижаться до конца 2019 года.
Всего за I квартал 2019 года было выдано 191,1 тыс. автокредитов. Эксперты отмечали, что, по данным за первые 3 месяца 2019 года, рынок достиг показателей докризисного 2014 года. Тогда в I квартале было выдано 194,1 тыс. автокредитов. В период с 2015 по 2018 год показатель находился на уровне от 60,4 тыс. до 168,3 тыс.
По данным НБКИ, средний размер автокредита в России в I квартале 2019 составил 756,2 тыс. рублей — это на 8,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты утверждают что самый большой средний размер автокредита в регионах РФ был отмечен в Москве (1,1 млн рублей), Подмосковье (946,2 тыс. рублей), Петербурге (927 тыс. рублей), Иркутской области (883,9 тыс. рублей) и ХМАО (860,9 тыс. рублей). Наименьший показатель был зафиксирован в Кемеровской области (433,9 тыс. рублей), Удмуртской Республике (590,7 тыс. рублей), а также в Самарской области (622,7 тыс. рублей), Пермском крае (626,8 тыс. рублей) и Воронежской области (627,5 тыс. рублей).
По словам руководителя кредитно-страхового отдела компании Fresh Auto Дарьи Тимченко, средняя сумма кредита для покупки нового автомобиля в апреле составляла 811,5 тыс. рублей, в мае цифра выросла до 926,1 тыс. рублей. Она добавила, что в апреле и мае 2018 года цифра была существенно ниже — 766,8 тыс. рублей и 741,2 тыс. рублей соответственно.
"Автомобили продолжают дорожать, а реальные доходы населения уменьшаться. И это является основной причиной падения уровня одобрения по банкам и, соответственно, падения уровня кредитных продаж", — пояснила Тимченко.