Коробчатые многоэтажки. Чем разукрасить новые спальные районы

Автор фото: Сергей Ермохин
Коробчатые многоэтажки. Чем разукрасить новые спальные районы Петербурга
Стремительное расширение городов однообразными спальными районами навсегда увековечено заставкой фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!". За прошедшие полвека коробчатые многоэтажки не устали шагать строем по полям и лугам. Как сделать такие кварталы интереснее, сегодня рассуждают эксперты "ДП".

Игра в карты

Показать градостроительное мастерство в 1960–1970–х годах в Советском Союзе было довольно трудно. Тогда создавались одинаковые прямоугольные кварталы, по территории которых расставляли два типа домов: горизонтальные пятиэтажки и 9–этажные точки. Чтобы работа не превращалась в рутину, проектировщики вовлеклись в игру "интересная карта". То есть их заботили не удобство и гармония дворов, а красивая, на их взгляд, компоновка домов.
Угол ул. Седова и пр. Александровской Фермы оформлен "дождиком" параллельных хрущевок, направленных к перекрестку по диагонали. Хрущевки в конце ул. Бабушкина, напротив, своими торцами подчеркивают изгиб проезжей части. Так же сделано и в конце Дальневосточного пр. А вдоль Новоизмайловского композицию из панельных и кирпичных хрущевок создали в виде трех стоящих рядом кружек пива — да еще и повторили этот образ пять раз.
В 1990–2000–х было сильно стремление отказаться от типовой застройки. Но сейчас она снова актуальна. Особенно удался этот камбэк группе "СУ–155" в Каменке, где два панельных квартала по обе стороны от пр. Королева отличаются от хрущевских разве что высотой под 20 этажей.
И все–таки стремление сэкономить на индивидуальном проекте не всегда приводит к ухудшению качества жизни, отмечают девелоперы. Можно найти золотую середину, чтобы и квартиры стоили не заоблачных денег, и возвращаться в свое гнездышко хотелось не только для того, чтобы выспаться до начала следующего рабочего дня.

Жажда цвета в холодной воде

Когда речь заходит о необходимости создать отличие между одинаковыми домами, то вспоминают про цвет. Один из самых заметных проектов — жилой микрорайон "Новая Охта" от ЛСР на Муринской дороге, который благодаря ярким фасадам стал ориентиром на КАД. Руководитель архитектурно–дизайнерской группы ЛСР Оксана Андросова сказала "ДП", что "запоминающиеся объекты", чьи "человечные и оригинальные фасады привлекают внимание и вносят разнообразие в существующую застройку", создаются сознательно: "Они не только утоляют жажду цвета, но и выполняют сугубо практическую функцию — позволяют жителям ориентироваться на территории комплекса. В проекте "Новая Охта" фасады корпусов оформлены в единой стилистике, но облик каждого дома по–своему уникален. Найти пропорции, гуманное цветовое соотношение для спальных районов очень важно".
Среди тех, кто использует яркое цветовое решение, — столичная группа "ПИК", которая в Петербурге представлена двумя жилыми комплексами. В холдинге сообщили "ДП", что благодаря цвету фасады становятся "индивидуальными и узнаваемыми".
Яркими могут быть не только сами фасады. Некоторые девелоперы разбавляют среду более художественными решениями — рисунками на торцевых стенах. Граффити можно встретить в Шушарах на домах "Дальпитерстроя" и на пр. Королева на домах "Ойкумены". По словам исполнительного директора АО "Ойкумена" Романа Мирошникова, компания наносит муралы не столько для привлечения внимания потенциальных покупателей и попытки "выгодно выделиться на фоне однообразной застройки", сколько в совокупности с оформлением и насыщением дворового пространства для создания единого тематического решения.

Общие дизайн–коды

Руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость" Ольга Трошева говорит: "Дома в новых проектах могут быть построены в единой цветовой гамме, но тогда проектировщики меняют высоту секций, чтобы единообразие тона было визуально разбавлено контрастными перепадами высот. Другая тенденция — сохранить симметрию в объемах и высоте, но внести разнообразие в цветовую гамму. Фасад может выделяться и за счет необычного остекления". Коллегу поддерживает руководитель аналитического центра компании "Главстрой Санкт–Петербург" Дмитрий Ефремов. По его словам, одним из основных мотивов для покупки квартиры стало теперь улучшение качества жизни. Поэтому архитектура стала считаться важной составляющей, даже если это частность масштабного комплекса.
"Застройщики все чаще приглашают известные архитектурные бюро, тщательно выбирают текстуру и цвет отделочных материалов, обдумывают изменения размеров окон, применяют декоративные элементы. Могут быть использованы сочетания различных видов штукатурки, камня либо облицовочной плитки, клинкерный кирпич, витражное остекление или вентилируемый фасад", — делится своим подходом Ефремов.
Собеседник "ДП" обратил внимание, что если в случае с комплексной застройкой кварталы еще можно сделать гармоничными по облику, то при точечных проектах улицы становятся "пестрыми по цвету, текстуре и фактуре". "Разработке и внедрению современных дизайн–кодов, общих сводов правил и рекомендаций по оформлению фасадов зданий в черте города могут способствовать законодательные инициативы и архитектурные конкурсы", — уверен Дмитрий Ефремов.
Директор по развитию продукта работающей в Петербурге столичной группы "ФСК" Павел Брызгалов отметил, что в его структуре для разнообразия фасадов проводятся конкурсы, по итогам которых наиболее интересные решения выбираются для серийных проектов. Вернее, эти решения адаптируются под типовые дома, и в итоге получается, что "фасад всегда индивидуальный, кассеты для панелей выкладываются по разработанным эскизам".
В то же время стремление разнообразить среду может измениться — этому будут способствовать новые правила строительства, сетует директор по развитию "Л1" Надежда Калашникова. "Ужесточение регламента и рост себестоимости квадратного метра на фоне падающего платежеспособного спроса всегда ведет к сокращению рынка и снижению конкуренции. А это, в свою очередь, всегда отражается на качестве — и далеко не в лучшую сторону. Разумеется, крупные застройщики, дорожащие своей репутацией, постараются это качество как минимум сохранить. Но улучшить его, разнообразив облик новых домов, боюсь, даже им не под силу", — рассуждает эксперт.

Безобразное окружение

По мысли Надежды Калашниковой, выход из этой ситуации можно найти при помощи инновационных технологических решений, способных удешевить строительство.
Руководитель собственной архитектурной мастерской Максим Атаянц не понимает тех, кто полагает, что в спальных районах не должно быть хорошей архитектуры. "Что такое вообще спальный район? В советское время к человеку относились как к элементу механизма. Утром его везли из дома на завод, вечером — с завода домой и будто укладывали в ящичек, как в библиотеке. Тогда человек и приучился к мысли, что существование в безобразном окружении естественно", — говорит он.
По словам архитектора, эта психология связана "не только с моральной нищетой, но и с физической — у людей нет денег на квартиры в красивых домах". "После жизни в коммуналках важнее всего закрыть за собой металлическую дверь и осознать, что тебя никакой сосед не побеспокоит, не войдет в твою комнату, не начнет говорить о какой–нибудь ерунде. Вот когда этот этап человек пройдет, наверное, он перейдет на следующий — станет думать о красоте", — полагает Максим Атаянц.
Главный архитектор строительной компании "Дальпитерстрой" Каролина Гогунова в беседе с "ДП" заметила, что важнее красок на фасадах комфортность среды в новых районах. Архитекторы должны думать о доступности социальных объектов, о четком разграничении пешеходных пространств и транспортных путей, о наличии ландшафтного дизайна, дизайна малых архитектурных форм. "Архитектура во все времена являлась отражением эпохи, ее развития. Это происходит и сейчас. И, пока не произойдет качественно новых изменений в социальной среде, мы будем довольствоваться существующими обликами типовых домов в спальных районах", — говорит она.
Дмитрий Ратников, журналист