Спасение в согласии. О контроле телефонных переговоров, казенной мобильной связи и искусстве в рекламе

Вправе ли работодатель вести аудиозапись разговоров по служебному телефону?

Мария Николаева, партнер коллегии адвокатов Pen&Paper:

— Конституция России гарантирует право граждан на тайну связи, а Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за незаконный сбор составляющих его личную или семейную тайну сведений о частной жизни лица (ст. 137) и за нарушение тайны телефонных переговоров (ст. 138). При этом преступлением является как незаконный доступ к информации о входящих и об исходящих сигналах соединения (дате, времени, продолжительности соединений, номерах абонентов), так и к содержанию переговоров (прослушивание или записывание с помощью различных технических устройств).
Выходом может стать получение согласия всех участников телефонных разговоров на контроль за их содержанием. В отношении сотрудника такое согласие лучше оформить в письменном виде сразу при приеме на работу. С абонентом же на другом конце провода дело обстоит сложнее. К даче согласия в принципе можно приравнять продолжение собеседниками разговора после прослушивания уведомления об осуществлении записи. Однако такие автоматические аудиоуведомления не всегда можно установить в отношении мобильных служебных телефонов.
На практике при рассмотрении трудовых споров суды в случае отсутствия согласия сотрудника на аудиозапись его разговоров зачастую поддерживают работодателей, принимая во внимание мотивы их действий. Обычным доводом компаний является предназначение служебных телефонов исключительно для рабочих переговоров, что, по их мнению, исключает нарушение тайны частной жизни граждан. Кроме того, работодатель так или иначе вправе осуществлять контроль за исполнением работником трудовых обязанностей.
В свою очередь Европейский суд по правам человека указывает на ключевое значение факта информированности работника о возможном вмешательстве в его право на тайну переговоров и переписки. При этом сделанные со служебного телефона звонки и отправленные с рабочего компьютера электронные письма включаются в понятие частной жизни и корреспонденции.

Можно ли в рекламе использовать изображение произведений искусства?

Наталья Зверева, руководитель практики арбитражных споров Enforce Law Company:

— Использование в рекламе изображения произведения искусства относится к исключительному праву автора. Оно охраняется при его жизни, а также в течение 70 лет после смерти. В этот период для легального использования изображения необходимо заключить лицензионный договор с автором, иным правообладателем либо его правопреемниками.
По истечении указанного периода, как правило, произведение становится общественным достоянием и любое лицо может использовать его изображение, в том числе в коммерческих целях, без чьего–либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.
Законом также допускается свободное использование изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово–паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места.
С другой стороны, использование в коммерческих целях изображений музейных экспонатов возможно только с согласия собственника музейных коллекций вне зависимости от времени создания произведения и лет, прошедших со дня смерти их авторов.
Кроме того, даже после истечения срока охраны за автором и его наследниками сохраняется бессрочное право на имя, а также неприкосновенность произведения. Это означает, что без согласия указанных лиц не допускается любое искажение или сокращение (использование фрагментов или коллажей), переработка, снабжение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и так далее. Как правило, при использовании изображения в рекламных целях как раз и происходит искажение либо снабжение комментариями, поэтому в любом случае рекламодателю необходимо обращаться к правообладателям для получения согласия на такие действия.
За нарушение авторских прав, и имущественных, и неимущественных, предусмотрена как гражданско–правовая, так и уголовно–правовая ответственность.

Вправе ли компания оплачивать сотрудникам мобильную связь?

Елена Киселева, менеджер практики налогообложения и юридических услуг EY:

— Трудовой кодекс РФ предполагает возможность возмещать работнику расходы, связанные с исполнением трудовых обязанностей, в том числе на мобильную связь. Работодатель при погашении таких затрат не обязан удерживать налог на доходы физических лиц, а также вправе не начислять на суммы компенсаций страховые взносы и может учесть расходы по налогу на прибыль.
Возмещение затрат на мобильную связь необходимо зафиксировать в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. Работодателю следует издать приказ о возмещении затрат и указать в должностной инструкции, что сотрудник на определенной должности должен использовать мобильную связь. Для подтверждения расходов необходимо иметь копию договора работника с оператором связи, счета и детализированный отчет, на основании которого можно будет судить о характере звонков сотрудника. Если компания оплачивает подчиненному безлимитный тариф, то это необходимо зафиксировать в локальных документах (приказе, должностной инструкции или иных).
Законодательство не запрещает возмещать расходы на связь гражданам, работающим по гражданско–правовым договорам. Однако в этом случае такие выплаты будут признаваться их доходом, а компания обязана удерживать НДФЛ.
Нередко работодатель напрямую заключает контракт с оператором и предоставляет подчиненным возможность пользоваться корпоративной связью. Это позволяет, в частности, принять к вычету НДС. Кроме того, в таком случае компания вправе не удерживать НДФЛ даже со стоимости услуг, фактически предоставленных работающим по гражданско–правовым договорам сотрудникам. При использовании корпоративного варианта комплект документов дополняется счетом–фактурой, выставляемой в адрес работодателя оператором.