Без сучка и царапинки. "Свеза Усть–Ижора" поставит фанеру в Аргентину

Автор фото: Архив «ДП»
Завод «Свеза Усть–Ижора» в поселке Понтонный в июне запустил линию покрытия фанеры лаком с использованием ультрафиолета, благодаря которому материал становится прочнее.

Деревообрабатывающий холдинг "Свеза" миллиардера Алексея Мордашова продолжил мировую экспансию, получив сертификат на поставку фанеры в Аргентину.

Петербургский завод "Свеза Усть–Ижора" первым из российских переработчиков дерева начал поставки березовой фанеры в Аргентину, где этот материал применяется в том числе для инфраструктурного строительства. Первой в Буэнос–Айрес отправилась небольшая партия 200 м3. Общий объем поставок в страны Латинской Америки "Свеза" увеличила в 2 раза — до 10 тыс. м3 в первом полугодии 2019 года, в том числе благодаря снижению пошлин на ввоз в ряде стран.
"В Аргентине, как и в Бразилии, достаточно протекционистский рынок, который защищен пошлинами и сертификацией. К нам на завод приезжали аргентинские специалисты и поняли, что подобного продукта у них нет. Так нам удалось прорваться", — рассказывает Алексей Ляпунов, директор по экспортным продажам группы "Свеза".
Во многих странах Южной Америки ввозные пошлины на изделия из древесины варьируются от 6 до 30%, отмечает директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец.
"Сейчас аргентинцы отменили или снизили эти пошлины, что и позволило с выгодой экспортировать российскую древесину. У нас одна из основных отраслей сотрудничества с Аргентиной — машиностроение и оборудование для гидроэнергетики. Связи с Аргентиной у России давние и прочные — и напрямую от политических перипетий не зависят. Любопытно, что с Чили мы порвали отношения во время военной хунты, а с Аргентиной — нет. Что еще характернее, эта страна, будучи идеологически частью западного блока, не присоединилась к эмбарго против СССР, введенного после начала войны в Афганистане, и продолжала преспокойно поставлять нам пшеницу", — напоминает эксперт.
ГК "Свеза", в которую входит семь комбинатов (два в Костромской области и по одному в Петербурге, Пермском крае, Вологодской, Свердловской и Тюменской областях), выпускает до 1,4 млн м3 фанеры и древесно–стружечных плит ежегодно. Заводы обеспечивают до 30% российского экспорта фанеры.
Оборот петербургского "Свеза Усть–Ижора" в 2017–м составил 3,7 млрд рублей, чистая прибыль — 1 млрд рублей. В марте на предприятии запущена линия нанесения лаковых покрытий с использованием ультрафиолета — для этого приобретены станки Burkle, Costa, Moldow и Atlas. По словам директора по маркетингу ГК "Свеза" Святослава Сарсона, ежегодный инвестиционный бюджет петербургского предприятия — около 1,5 млрд рублей.

Для автомобилей и танкеров

Россия — крупнейший производитель березовой фанеры в мире. По данным Росстата, за 5 месяцев 2019 года произведено 1,7 млн м3 фанеры (+4% к соответствующему периоду прошлого года). Согласно таможенной статистике, на экспорт направлено около 1,1 млн м3.
Березовую фанеру — прочную и устойчивую к влаге — используют в качестве опалубки при строительстве дорогостоящих инфраструктурных объектов, например Западного скоростного диаметра в Петербурге.
Основные потребители все же за границей, где материал применяют в автомобилестроении, яхтостроении и даже сооружении танкеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ).
"Когда рынок дозревает до высококачественного индустриального строительства, появляется березовая опалубка. Она выдерживает высокое давление бетона и экстремальные температуры, если речь о перевозке СПГ", — поясняет Святослав Сарсон.
Большинство фанерных заводов идут к тому, чтобы продавать качественную ламинированную фанеру за границу, говорит один из представителей лесной отрасли Северо–Запада. "Это дорогое удовольствие, которое требует иностранного оборудования. На российских станках получается вкривь и вкось: с одной стороны ширина листа 11 мм, с другой — 9 мм. А на экспорт должен идти идеальный продукт без царапинки и сучка", — отмечает собеседник "ДП".

В ожидании шпона

С ним согласен Александр Ошкаев, руководитель Runko Group — другого лесоперерабатывающего предприятия в Ленобласти. "Что касается березы, сейчас конкуренция небольшая, ее никто не делает. Все пробуют, не получается: нет геометрии, не так высушили, не так склеили. Мы долго учились", — вспоминает он.
Runko Group (оборот — 1 млрд рублей в 2018 году) поставляет дрова и пиломатериалы в страны Прибалтики, Великобританию, Швецию и Китай. За границу в 2018 году ушло более 75% продукции.
Runko Group планирует увеличивать внешние поставки — с начала 2019 года компания ожидает запуска линии по выпуску шпона на площадке в поселке Мга Ленобласти. Как рассказал источник на рынке, переработчик не может запустить производство из–за проблем с газификацией объекта.
Под дальнейшее строительство линий на заводе во Мге планируется получить льготный кредит. Для этого компания подала заявку в Фонд развития промышленности на заем 300 млн рублей под 1% годовых. Такие условия предоставляются предприятиям, ориентированным на экспорт продукции.