Каждая эпоха получает тех популистов, которых заслужила

9 июля стало известно о смерти миллиардера Росса Перо. Его фигура во многом знаковая для истории США и всей мировой политики. Успешный предприниматель, создавший несколько высокотехнологичных бизнесов (его последняя компания Perot Systems в 2009 году была продана корпорации Dell), он прославился прежде всего тем, что в 1992 году принял участие в выборах президента США как независимый кандидат, внеся долю хаоса в ход бесконечного "товарищеского матча" между Республиканской и Демократической партиями. Набрав тогда 18,9%, он оттянул голоса у Джорджа Буша–старшего и тем самым фактически обеспечил победу Билла Клинтона.
В 1996 году Росс Перо снова участвовал в президентской гонке, набрав проценты поскромнее. А перед тем основал Реформистскую партию, всерьез намереваясь потеснить "слонов" и "ослов". Именно в ней начал свою политическую карьеру другой амбициозный бизнесмен — Дональд Трамп. Из–за этого сейчас принято провозглашать Перо учителем, наставником и чуть ли не духовным отцом Трампа. Однако между двумя миллиардерами с президентскими амбициями есть серьезные различия.
Для Америки, изрядно подуставшей от перекладывания власти из одной руки в другую, участие Перо в выборах 1992 года стало настоящим глотком свежего воздуха. Летописец тех выборов, скандальный отец гонзо–журналистики Хантер Томсон в своей книге "Лучше, чем секс" так описывал политическую диспозицию: "Ситуация выглядела как возврат к 1976 году: очередной благообразный, продвинутый в идеологии Новой Эры, хлопковый Южный Демократ против очередного тупого, коррумпированного, рьяного Республиканца".
Политическая платформа Перо в чем–то действительно напоминала нынешнюю риторику Трампа. Привыкнув жестко бороться с конкурентами, он пропагандировал протекционизм, граничащий с изоляционизмом. В частности, выступал против принятия Соглашения о североамериканской свободной торговле (NAFTA). Покушался даже на святое — требовал сократить военный бюджет США, ведь холодная война вроде как закончилась. А еще жестко критиковал рост государственного долга США задолго до того, как это стало мейнстримом.
Оппоненты клеймили Росса Перо популистом и в известной степени были правы. Но, если сравнить интонации и качество аргументации Перо с выступлениями 90% современных публичных политиков (неважно, в Америке, Европе или России), становится ясно, что каждая эпоха получает тех популистов, которых заслужила. Многие экономические прогнозы Перо сбылись. Например, проблемы из–за мексиканской дешевой рабочей силы или надувание финансовых "пузырей". Но он, в отличие от своего "наследника" Дональда Трампа, не слишком умел подавать себя публике. В цифры и графики Перо явно верил больше, чем в безумные проекты или яркие перлы, так сегодня радующие журналистов и будоражащие общественность. Бессмысленно рассуждать, сумел бы он сделать Америку great again. Но невозможно не думать, какой человек должен стоять во главе государства, чтобы подобные лозунги не возникали вовсе.