Соблюдая порядок слов. Продюсер Константин Шавловский о создании кинокомпании на базе книжного магазина

Автор фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Константин Шавловский

Константин Шавловский вместе с Федором Бондарчуком отвечает за секцию кино на петербургском культурном форуме, является генпродюсером фестиваля имени Андрея Тарковского в Ивановской области и PR-директором "Края света" на Сахалине.

Впрочем, лучше всего в Петербурге его знают как соучредителя и директора книжного магазина "Порядок слов", ставшего важной культурной площадкой в городе. А с недавнего времени это еще и кинокомпания, выпустившая первый, но очень успешный фильм. Короткометражная лента "Календарь" режиссера Игоря Поплаухина взяла второй приз в конкурсе Cinefondacion на Каннском кинофестивале и главную награду на "Кинотавре".
Кинокомпания на базе книжного магазина. Что это за оксюморон?
— Не больший, чем киностудия при журнале. Четырнадцать лет я работал в петербургском журнале "Сеанс", который начал заниматься кинопроизводством еще в 2006 году, и самым успешным нашим фильмом стал "Антон тут рядом" Любови Аркус, где я был исполнительным продюсером. Два года назад я ушел из "Сеанса", но возможности и желание заниматься кинопроизводством у меня остались. Теперь я реализую их на базе "Порядка слов".
Как это реализуется технически? У вас есть режиссер и есть сценарий — что происходит дальше?
— Такого явления, как киностудия с технической базой, штатными операторами и осветителями, сейчас практически не существует. Современная кинокомпания — это, по сути, продюсер и бухгалтер. Ты привлекаешь деньги, и на эти деньги снимается кино. "Календарь" был снят при поддержке комитета по культуре Петербурга. Кстати, так получилось, что уже второй год подряд фильмы, которые поддерживает город, берут призы в Канне — в прошлом году это была "Теснота" Кантемира Балагова.
Как вы нашли Игоря Поплаухина?
— Вообще, подавая заявку, я держал в уме совершенно другой проект. Но в последний момент режиссер от него отказался, а процесс поиска денег уже, можно сказать, был запущен. И тогда я обратился к моему товарищу Диме Мамулии (художественный руководитель Московской школы нового кино. — Ред.), а он свел меня с Игорем. Игорь прислал сценарий, в котором я сразу увидел кино. Он не пытается экранизировать анекдот, пусть и лихо придуманный — его фильм пересказать невозможно, притом что история в нем есть, это не какие–то блики на экране. Просто в этой истории много сознательных зазоров, и кино по большей части рождается в голове у зрителя, в диалоге с ним.
Сейчас у Игоря есть идея полнометражной картины, которая лично мне очень близка.
Это случайно не фильм про последний день Янки Дягилевой, о котором он рассказывал в Каннах?
— Да. Но, думаю, у Игоря сейчас будут предложения от более опытных, скажем так, продюсеров. Мне, конечно, хотелось бы с ним еще поработать, потому что у него есть редкое для режиссера качество — при серьезном художественном результате он еще и очень ответственно подходит к работе, а при возникновении сложных ситуаций готов включаться и решать проблемы вместе с продюсером. Впрочем, мы после "Кинотавра" даже не виделись, только обменивались поздравительными sms. Загадывать сложно. Сейчас из больших проектов нашим приоритетом является фестиваль "Зеркало".
Корректно ли говорить, что в этом году "Зеркало" перезапустила петербургская в большинстве своем команда?
— Не совсем. Петербургская часть команды — это те, кто делает секцию "Кино" на Санкт–Петербургском международном культурном форуме. Но вместе с нами "Зеркало" делали и москвичи — это Reflection Films Константина Нафикова, а техническим продюсированием занималась нижегородская команда Павла Уткина. Ну и есть еще небольшая, но очень дорогая нам часть команды из Иваново. Надеюсь, что с каждым годом ивановцев, которые делают "Зеркало" вместе с нами, будет все больше. Но главным человеком на "Зеркале" был и остается его программный директор Андрей Плахов.
Почему для создания регионального фестиваля должны приехать люди из Москвы, Петербурга или Нижнего Новгорода? Почему он не может родиться изнутри?
— Именно в этом году мы старались как можно полнее включить горожан в процесс, потому что они лучше всех понимают, что на самом деле нужно региону. Но сделать качественный международный кинофестиваль — не самая простая задача. И уж точно не универсальная. Почему, например, на питерском "Послании к человеку" программой заведуют Алексей Медведев и Андрей Плахов? Потому что их уровень компетенции вне географических рамок. Другое дело, что воспитывать кадры в регионе, конечно, очень нужно. Но для этого там должен быть какой–то институциональный центр. А его место как раз и занимают кинофестивали. Ни "Зеркало" в Иванове, ни "Край света" на Сахалине не могут конкурировать с фестивалями класса А, такой и задачи нет. Цель этих фестивалей совсем другая. Леша Агранович (генеральный продюсер фестиваля "Край света". — Ред) сформулировал ее очень точно: "Фестиваль — это драйвер регионального развития". "Край света", например, родился как социальный заказ. На Сахалине есть проблема — уезжают люди, все пассионарии отправляются в Москву. И вот именно киносмотр был призван показать людям, что центр — не обязательно в столице. С одной стороны, в жюри на Сахалин приезжал, например, Цзя Чжанкэ (китайский режиссер, обладатель призов Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей. — Ред.), и это был его первый визит в Россию. А с другой — при фестивале каждый год открываются мастерские: урбанистическая, анимационная, кинолаборатория для подростков — то есть это история про то, чтобы создать плацдарм для гражданского самосознания в регионе.
Но фестивали заканчиваются. Как этот импульс может поддерживаться?
— Это больной вопрос для всех, кто занимается фестивальным движением в России. Есть разные пути. Самый простой — с помощью фестиваля поддерживать интерес к кино и мотивировать в том числе местные власти к созданию других институций у себя в регионе. Где?то уже есть местные кинофонды или гранты на кинопроизводство, которые поддерживают развитие регионального кино. Нужно постоянно говорить о том, чтобы в России создавались кинокомиссии — организации, призванные создавать условия для съемок. Мы пару лет назад посвятили этому нашу секцию "Кино" на Культурном форуме, приезжали европейцы, делились опытом. Что Петербург, что Сахалин — потрясающие натурные площадки. Но на политическом и экономическом уровне у нас почти ничего не делается для того, чтобы привлечь сюда киногруппы со всего мира. Все едут в Чехию или в страны Балтии — потому что там на законодательном уровне все продумано до мелочей. Это выгодно и региону, и продюсерам.
Вы описываете фестивали как национальную идею.
— Это, пожалуй, слишком. Но сегодня фестивали из ярмарок тщеславия, из закрытых тусовок столичных кинематографистов превращаются в живые и осмысленные процессы. Первое, что мы сделали на "Зеркале", — создали режиссерский кампус. Это возможность для жителей региона как минимум познакомиться друг с другом, увидеть, что они не одиноки, что их сколько–то. И конечно, возможность что–то сделать. Может быть, даже вместе. Вот для этого на самом деле и нужен фестиваль. Кино здесь — только центр сборки. А фестиваль — площадка для осмысленного общения. В первую очередь он выполняет, скажем так, терапевтическую функцию. Но в какой–то момент для кого–то это общение может сыграть решающую роль — и наблюдатель превратится в деятеля, слушатель — в рассказчика, а зритель — в полноценного участника процесса.