Аутплейсмент, проектные команды в IT и запросы поколения Z: главные тренды рынка труда

Автор фото: Antal Russia
Автор фото: Antal Russia

Лучшие отрасли по зарплатам и бонусам в стране, портрет поколения Z, запросы IT-индустрии и специфика рынка труда Петербурга в юбилейном исследовании Antal Russia

В России соискатели стали находить работу быстрее, больше стало тех, кто планирует найти новое место под солнцем, а работодатели, в свою очередь, начали внедрять практики "мягкого" увольнения, говорится в исследовании кадрового агентства Antal Russia "10-е исследование рынка труда и обзор заработных плат в России в 2019 году".
Как отмечают аналитики, больше всего новых профессий и специальностей появляется в IT-компаниях, соискатели в этой сфере отличаются особыми требованиями к работодателям. Особого подхода ждут и соискатели поколения Z (рожденные после 1995 года) — они более лояльны к работодателю, но открыты для новых возможностей.
При этом молодые специалисты более пессимистично оценивают перспективы развития экономики России. Впрочем, 2019 год в целом показал рекордно мало соискателей, с позитивом смотрящих в экономическое будущее, констатируют в Antal Russia.
В Петербурге самыми быстроразвивающимися стали IT-компании и фармацевтика. Несмотря на разрыв доходов по сравнению с Москвой, Петербург продолжает удерживать лидерство среди других городов России по уровню жизни. Поэтому сюда с удовольствием переезжают студенты, молодые специалисты и сотрудники с детьми.

Акцент на личности

В 2019 году находить работу стали быстрее: (63%) соискателей потратили на это менее 3 месяцев. Работа рекрутеров и HR, таким образом, становится более интенсивной: бизнес требует быстрого закрытия позиций качественными кандидатами, кандидаты активны и используют сразу несколько каналов поиска. Фокус HR смещается с транзакций на коммуникации, а в центре внимания — человек, личность соискателя, подчеркивают в Antal Russia.
Увеличилась, между тем, и доля тех, кто хочет сменить работу (на 6 процентных пунктов к прошлому году). Сотрудники хотят, чтобы работа давала возможность для развития внутри компании, они ждут расширения компетенций. В этом году 46% респондентов находились в поиске работы или планировали ее сменить (против 40% в 2018 году). Ищут новую работу прежде всего с помощью рекрутинговых сайтов, однако профессиональные контакты занимают второе место среди наиболее популярных источников поиска новой работы у мужчин (19%) и третье — у женщин (12%).
Работодатели все больше внимания уделяют качеству работы своих сотрудников, в том числе развитию внутреннего обучения. При этом в 2019 году (6%) компаний применяли аутплейсмент ("мягкое" увольнение, помощь в поиске новой работы), чтобы сохранить накопленный человеческий капитал — в 2018 году так не делал никто, подчеркивают в Antal Russia. Кроме того, как показало исследование, бренд имеет значение — и сила этого фактора растет. (26%) респондентов считают важным работать в компании с сильным брендом — еще год назад так думали 20%.

Фармацевты, "Газпром" и конфликты

В 2019 году только 19% участников опроса оптимистично оценили перспективы экономики России, это самый низкий показатель за последние 5 лет. Самый высокий при этом отмечался всего 2 года назад — 23% опрошенных верили в рост экономики. Число пессимистов, между тем, продолжает расти. В этом году 45% опрошенных пессимистично оценили будущее экономики в стране.
Между тем повышение зарплаты в этом году получили 47% участников исследования. Это на 6 процентных пунктов больше, чем годом ранее, и на 11 процентных пунктов больше, чем 5 лет назад. Однако у большинства (61%) респондентов рост зарплаты составил менее 10%. При этом доля респондентов, получивших годовой бонус, выросла на 7 процентных пунктов по сравнению с 2017 годом (60%).
Сотрудники международных компаний почти в 2 раза чаще, чем сотрудники российских, говорили о росте зарплаты за прошедший год. Примечательно, что за последние 2 года уменьшилось количество компаний, выплачивающих своим сотрудникам "серую" зарплату (11% опрошенных в 2019 году против 15% в 2017 году).
В пятерку индустрий по росту зарплат попали "Упаковка", "Ингредиенты и оборудование для пищевой промышленности", "Фармацевтика и медоборудование", "Химия и компоненты", "Сельское хозяйство". Доход вырос у 53-70% сотрудников этих пяти отраслей. Топ-5 индустрий по выплате бонусов оказался почти таким же, как и по росту зарплат.
Если говорить об условиях работы, то помимо возможности работать удаленно и гибкого графика, уже прочно вошедших в стандартный компенсационный пакет многих компаний, работодатели теперь уделяют внимание комфорту сотрудников на рабочем месте и делают акцент на спортивных и благотворительных мероприятиях с участием сотрудников.
В топ-5 самых важных льгот для сотрудников в 2019 году вошли ДМС, бонусная система, гибкий график, корпоративное обучение и ДМС для членов семьи. На вопрос о конкретной компании мечты смогли ответить 33% респондентов. В десятку лидеров по количеству упоминаний вошли только две российские ("Газпром" и "Яндекс") и восемь международных компаний (Google, Mars, Apple, SAP, Nestle, Disney, Microsoft, The Coca-cola Company).
Примечательно, что, оценивая свою удовлетворенность различными аспектами работы, респонденты уже не первый год говорят о том, что больше всего довольны отношениями в коллективе. Согласно исследованию, четверть опрошенных вступают в рабочие конфликты раз в неделю и чаще, а 37% конфликтуют с коллегами хотя бы раз в месяц. При этом количество конфликтов напрямую коррелирует с желанием сотрудников сменить работу: чем чаще конфликты, тем больший процент респондентов заявил, что ищут новую работу.

Больше соискателей

В 2019 году заметно выросло число соискателей, находящихся в поиске новой работы, отмечают в Antal Russia. Так, 29% респондентов находятся в процессе поиска и только 16% не рассматривают новые возможности. В прошлом году лояльных работодателю сотрудников было больше, 23% были не готовы к смене работы и 22% находились в активном поиске.
В вопросе поиска новой работы более мобильны мужчины (31% против 26%), среди женщин выше процент тех, кто не рассматривает для себя переход (20% против 13%). Среди факторов, влияющих на уход из компании, мужчины чаще, чем женщины, обозначили отсутствие карьерного роста и слабый бренд работодателя. Для мужчин чаще причиной ухода с предыдущего места работы является конфликт с руководством.
С точки зрения возрастной выборки активнее ищут новые карьерные возможности участники исследования старшего возраста. В то время как респонденты до 24 лет наиболее лояльны к своему текущему работодателю. При этом активность на рынке труда проявляют не только соискатели, но и работодатели. 42% участников исследования рассказали, что получали за прошедший год более трех предложений о работе (в прошлом году 32% опрошенных).
В Antal Russia отмечают, что соискатели не только задумываются над развитием, чтобы оставаться конкурентоспособными, но и прибегают к сторонней помощи. 13% участников исследования уже использовали услуги карьерных консультантов, а еще 36% задумываются о такой возможности. Заботы о карьерном росте в итоге возглавляют топ-5 причин ухода с предыдущего места работы. На втором месте — потеря интереса к текущим рабочим задачам, вопросы к уровню зарплаты на третьем месте, нестабильность в компании и профессиональное выгорание замыкают пятерку.

На LinkedIn и в ЕС

Средний срок поиска работы для большинства участников опроса составил 3 месяца, при этом треть респондентов определилась с новым местом заметно быстрее, менее чем за месяц. Доля тех, кто искал работу 4 месяца и дольше, составила 24%. Еще 13% респондентов работу не искали, их пригласил новый работодатель, это относится в первую очередь к топ-менеджерам. Срок поиска работы часто зависит от возраста соискателя. После 50 лет только половина респондентов смогли найти работу за 3 месяца или менее, в то время как среди соискателей в возрасте 21-24 лет с этой задачей справились 80% опрошенных.
Как отмечают в Antal Russia, большинство соискателей сегодня находят работу с помощью специализированных сайтов (42%) и делают свое резюме доступным для просмотра в профессиональных соцсетях или на агрегаторах (LinkedIn — 48%, HH.ru — 46%). Однако 18% респондентов предпочитают не размещать резюме в открытом доступе ни в каком виде. С автоматизацией рекрутмента (видеоинтервью, чатботы, голосовые помощники) сталкивались 63% опрошенных, однако позитивно такую практику оценивают пока только 15% респондентов.
О готовности переехать в другую страну ради интересной работы заявили 57% респондентов, а еще 28% опрошенных, возможно, рассмотрят такой вариант. Категорически не готовы уехать из России ради карьерных перспектив только 15% участников исследования. По сравнению с прошлым годом число желающих попробовать себя в работе за границей заметно выросло. В 2018 году переехать в другую страну хотели 46% опрошенных. Отказаться от подобного предложения были намерены 28% участников опроса.
Наиболее популярные направления для переезда среди соискателей из России: Западная Европа (80%), США и Канада, куда хотели бы переехать больше половины опрошенных (59%). Треть респондентов рассмотрели бы для переезда Австралию и страны Восточной Европы, а 20% согласны продолжить свою карьеру в Японии или Китае. При этом 30% участников исследования рассказали, что в их компаниях есть возможности для международной релокации, у 11% возможность переезда в рамках компании есть только для топ-менеджмента. В то же время мобильность специалистов внутри страны в последние годы падает: если в 2016 году готовы были переехать в другой город 40%, то сегодня на переезд по России согласны 30% респондентов.

IT и поколение Z меняют рынок

Именно в IT-индустрии появляется больше всего новых профессий и специальностей — кроссфункциональных, требующих разносторонних знаний (например специалист по обучению роботов, тестер клиентского опыта, архитектор облачных маркетплейсов), отмечают в Antal Russia.
Ключевым трендом аналитики называют стремление бизнеса перейти к сервисной модели, превратить IT-департамент в центр разработки инновационных решений, создать инсорсинговые IT-компании. На этом фоне запросы работодателей все чаще связаны с рекрутингом готовых проектных команд или специалистов с редкими, точечными компетенциями.
Примечательно, что соискатели в IT выбирают предложения компаний с наиболее сильным продуктом, задачей, а не по отрасли или предлагаемому соцпакету. Им важны прежде всего полная загрузка интересными проектами, а также удобный офис, возможность гибкого графика, корпоративное обучение, сильное профессиональное сообщество. Если сравнивать с кандидатами в других отраслях, то соискатели в IT при смене работы выберут скорее более высокую зарплату, высокие технологии в доступе у работодателя, но меньшую степень ответственности.
Как отмечают в Antal Russia, в двух отраслях роль IT в процессе изменений оказалась поистине фундаментальной: это банки и торговый ретейл. Здесь за последние несколько лет произошли и продолжаются глобальные падения и подъемы, разорения и агрессивные поглощения. Именно в банковском секторе отмечается, в частности, большое число нестандартных запросов с точки зрения опыта кандидатов и новых потребностей работодателей. Кроме того, все чаще к российским рекрутерам обращаются банки из стран СНГ: они ищут кандидатов с опытом в банковском секторе РФ, так как эти страны переживают подъем экономики и активно развивают свой банковский сектор.
Формируют рынок труда в России и представители поколения Z. Так, они более лояльны к работодателю, но открыты для новых возможностей: не ищут работу 25% (17% сотрудников других поколений), готовы рассматривать предложения. Молодые специалисты чаще выбирают фриланс и part-time: 13% против 4% сотрудников других поколений, трудоустраиваются менее чем за 1 месяц, но чаще меняют работу: 48% (31% у других поколений). Для поиска работы они активно используют job-порталы, но меньше личные контакты.
Зарплата для соискателей поколения Z важнее перспектив, при смене работы они ожидают роста дохода на 10-20%. На должности молодые специалисты хотят от работодателей обучения (57% против 42% сотрудников других поколений) и заботы о качестве жизни (35% против 21% сотрудников других поколений), они ценят удобство офиса и рабочего места и отношения в коллективе, но недовольны оплатой труда. В вопросе релокации они солидарны с представителями других отраслей — готовы к переезду за границу, но не внутри России. При этом они пессимистично оценивают перспективы развития экономики РФ — более ярко выражено по сравнению с другими возрастными группами.

IT-Петербург для релокации

В Петербурге одними из самых динамичных рынков оказались IT-индустрия и фармацевтика. Как отмечает Татьяна Мартюшева, руководитель офиса Antal Russia Петербург, именно в этих областях можно наблюдать разнообразные компенсационные пакеты, и именно эти работодатели чаще других предоставляют сотрудникам гибкий график и возможность работать удаленно. Кроме того, многие петербургские IT-компании открывают офисы за рубежом, куда сотрудники могут переехать ("профессиональный retreat"). Таким образом, работа все больше превращается в образ жизни, что и вынуждает компании создавать подходящую среду.
Актуальна для петербургского рынка труда и тенденция ультраспециализации сотрудников. При этом в Antal Russia наблюдают эффект "универсального солдата" (когда сотрудник должен обладать внушительным списком компетенций) при подборе на топовые управленческие должности (продажи, производство, управление персоналом).
Все чаще одним из основных критериев становится мобильность кандидатов: границы между городами России постепенно начинают стираться, а Петербург остается популярным направлением для релокации. Разрыв в уровне доходов с Москвой сохраняется, но Петербург продолжает удерживать лидерство среди других городов России с точки зрения уровня жизни.
"Поэтому сюда с удовольствием переезжают студенты, молодые специалисты и сотрудники с детьми. Даже если выигрыш в деньгах не является значительным, они выигрывают от повышения уровня жизни. Петербуржцы любят говорить: "в Москву люди переезжают за карьерой и деньгами, а в Петербург — по любви", — отмечает глава Antal Russia Петербург.

Юбилейный опрос

В исследовании приняли участие 7 523 специалиста и менеджера среднего и высшего звена. 93% респондентов — граждане России, 3% — представители других стран СНГ и 4% — экспаты. Из них 57% работают в международных компаниях. 33% — в компаниях, где больше 1 тыс. сотрудников. Для Antal Russia исследование стало юбилейным: 25 лет назад Antal начала работать в России, а 10 лет назад был опубликован первый доклад.
Михаэль Гермерсхаузен, генеральный директор Antal Russia, в числе важных трендов этого года отметил снижение числа довольных коллективом и начальством сотрудников и рост интереса к корпоративному обучению. "И на главную роль на рынке труда начинает претендовать самое загадочное из поколений — поколение Z. Эти специалисты выросли в иных условиях, у них иные требования, и их попросту меньше: это самое малочисленное поколение со времен сороковых годов", — отмечает глава Antal Russia. Гермерсхаузен добавляет, что сегодня, когда массовая роботизация меняет облик целых отраслей, еще больше важны уникальные качества, которые присущи только человеку: интуиция, новые знания, эмоциональный интеллект.