На полпути к цели. "Мусорная реформа" Ленобласти достигла экватора

Автор фото: Vostock-photo

Переходный период в реализации "мусорной реформы" в Ленинградской области достиг экватора: система централизованного обращения с отходами уже функционирует в Приозерском, Выборгском и Лужском районах. А к ноябрю УКООЛО (действующий региональный оператор) приступит к работе на территории всего региона.

Сейчас к системе автоматизированного контроля и учета отходов подключены три полигона и один сортировочный комплекс. Далее к 10 сентября будут подготовлены все оставшиеся полигоны регоператора (Волхов, Лепсари, Сланцы). А к 1 ноября в системе будут учитываться все полигоны и сортировочные комплексы области (всего 19 объектов). Перевозкой отходов на территории области сейчас занимаются 14 компаний. Предполагается, что переходный период реформы закончится 1 ноября — до этой даты, по официальной информации, действуют сниженные расценки на вывоз мусора (с 1 июня стоимость услуги сократилась на 5,7%).
Региональный оператор строит амбициозные планы — модернизация Кингисеппского полигона, строительство мусороперерабатывающего завода в Гатчине и ввод системы раздельного сбора мусора. Однако в компании признают, что слишком скоро ждать заметных положительных результатов в системе обращения с мусором не стоит. Генеральный директор УКООЛО Николай Хасиев поделился, что инфраструктуру приходится создавать практически с нуля — это не только контроль транспортных потоков и модернизация полигонов, но и необходимое количество контейнерных площадок. "Вопрос в том, что в соответствии с федеральным законодательством (89–ФЗ) строительство площадок и их содержание относятся к зоне ответственности муниципальных районов, которые зачастую не имеют необходимых для этого ресурсов", — рассказывает Николай Хасиев.
В то же время по итогам первых месяцев реализации реформы выяснилось, что отходов в домовладениях образуется гораздо больше, чем было спрогнозировано и заложено в норматив. С одной стороны, с введением платы за мусор жители области стали активнее использовать контейнерные площадки по назначению. С другой — изначально в норматив не закладывалось наличие несанкционированных свалок вдоль дорог и оврагов. Некоторые эксперты уверены, что речь идет о превышении объемов мусора не меньше чем в 2 раза.
Такой казус оказался очень на руку бизнесу, занимающемуся раздельным сбором. И если раньше предприниматели боялись, что региональный оператор вытеснит их с рынка, то сейчас будущему монополисту, наоборот, стало выгодно сотрудничество с частными фирмами. УКООЛО готова расстаться с излишками безвозмездно, просто чтобы сократить тот объем мусора, на который они не рассчитывали.
Регоператор уже ведет переговоры с компаниями, заинтересованными во вторичном сырье. Предполагается, что заготовители установят на придомовых территориях собственные контейнеры для раздельного накопления отходов на собственные средства. "Если регоператор сможет дать весомые гарантии, что не выгонит частный бизнес с контейнерных площадок, то, думаю, предприниматели будут готовы вкладывать деньги в раздельное накопление", — делится мнением заместитель председателя комитета по экологии "Деловой России" Наталья Беляева.
По мнению игроков рынка, единственный существенный минус этой схемы — высокая налоговая нагрузка на тех, кто занимается раздельным сбором и переработкой. Это делает бизнес нерентабельным и тормозит его развитие. Кроме того, на сегодняшний день остаются открытыми вопросы плана–графика внедрения раздельного сбора отходов ("дорожной карты") и создания единых требований к организациям, занимающимся раздельным сбором. По словам Натальи Беляевой, регоператор сейчас находится в состоянии "раскачки" — активно ищет способы снижения нагрузки на полигоны и население. "В конце концов, если не будет "вторички", встанет вопрос об увеличении тарифов", — говорит она.
Как сообщили в пресс–службе УКООЛО, ввести систему раздельного сбора на территории Ленобласти получится не раньше 2020 года из–за нехватки мощностей. В компании утверждают, что упор сделают на отделении органических (пищевых) отходов от остальных фракций. "Предполагается, что все отходы будут делиться на два потока. После этого они будут свозиться на ближайшие полигоны. Там "пищевка" будет компостироваться на две карты, а собранное отдельно досортировываться с большей эффективностью, чем просто твердые коммунальные отходы", — рассказывает руководитель направления по взаимодействию с органами власти "Раздельный сбор" Анна Гаркуша.
Еще одна трудность заключается в том, что за время тестового периода реализации мусорной реформы в Ленобласти так и не обновили территориальную схему по обращению с отходами. В пресс–службе правительства региона объясняют это тем, что внесение даже минимальных правок требует большого количества времени и согласований. "Территориальная схема дорабатывается, — говорят в пресс–службе. — У нас по регламенту еще есть время для ее подготовки. Правки вносятся регулярно. Лучше семь раз отмерить, согласовать, а потом уж "отрезать".