Инициатива поощряется. Почему сотрудники боятся проявить себя на работе

Инициативность сотрудников справедливо считается одним из залогов успешного функционирования компании. Между тем многие работодатели сталкиваются с тем, что специалисты не хотят или боятся проявлять инициативу. Каковы причины и как с этим справиться? Разберемся вместе.
Инициатива зарождается в демократической среде. Если руководитель хочет, чтобы его подчиненные выступали с идеями и предложениями, важно создать благоприятную рабочую атмосферу в коллективе. Классический или авторитарный стиль управления, так называемый стиль тигра, вряд ли будет способствовать росту числа инициативных сотрудников в компании. Самым большим барьером становится жесткая бюрократия, при которой сотрудники вынуждены все или практически все свои действия согласовывать с руководителем. Неготовность руководителя что–либо менять в бизнес–процессах, структуре отдела или компании, нежелание рассматривать предложения по улучшению рабочих процессов также губительны для инициативности сотрудников.
Для того чтобы сотрудник почувствовал, что инициатива в компании приветствуется, важно дать ему понять: работая над своим проектом, он может ошибиться, и это не будет грозить ему увольнением. При этом ему следует научиться качественно выполнять свои обязанности и брать ответственность за проделанную работу. Промахи на этом пути неизбежны, и в таком случае задача руководителя — продемонстрировать готовность поддержать подчиненного и помочь исправить ошибки. Сотрудники должны почувствовать вкус самостоятельности, при этом груз ответственности не должен стать для них непосильной ношей. Так, руководитель может делегировать сотруднику только часть управления проектом, стать для него наставником. На всех этапах работы важно возвращаться к сотруднику с обратной связью. Практика показывает: чем моложе поколение, тем большее значение имеет для его представителей признание. Если задание было выполнено хорошо, это непременно нужно отметить. Кроме того, признание успехов инициативного сотрудника мотивирует других на то, чтобы предлагать свои идеи и реализовывать их. Как понять, что работа по взращиванию инициативных сотрудников увенчалась успехом? Об этом может свидетельствовать возросшее количество идей, поступающих от сотрудников, число проектов, которые они выполняют самостоятельно и за результаты которых несут ответственность. Наконец, рост числа сотрудников, которые перешли от реактивной модели поведения к проактивной. Стоит помнить, что взращивание инициативных сотрудников — это весьма длительный процесс, поэтому все эти показатели будут возрастать планомерно, не следует ожидать их резкого увеличения за короткий промежуток времени.
Татьяна Ваньчкова, заместитель генерального директора по корпоративному обучению международной компании "АНКОР"