Правильные инициативы. Об установке долгосрочных тарифов на электроэнергию

Закон, который предусматривает переход с 1 января 2023 года к установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии только в форме долгосрочных цен на такие услуги сроком действия 5–10 лет, был принят Госдумой в последний пленарный день весенней сессии, 25 июля. Им также устанавливается контроль со стороны ФАС России за соблюдением минимальных и максимальных уровней тарифов со стороны региональных органов регулирования. Также документом закрепляется правовой статус регуляторных соглашений.
Со вступлением в силу данного закона появится возможность все средства, которые будут сэкономлены в электросетевом комплексе за счет повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности, направлять на модернизацию системы. При этом общий рост стоимости электроэнергии для конечных потребителей будет происходить по схеме "инфляция минус". Принятие закона позволит провести модернизацию и цифровизацию электросетевого комплекса, включая создание системы интеллектуального учета электроэнергии, за счет повышения внутренней эффективности самого сетевого комплекса, не перекладывая расходы на плечи конечного потребителя.
Другие инициативы в области регулирования работы электросетевого комплекса также являются актуальными. Комитет поддерживает их. Одна из главных проблем, которая существует сегодня в российской электроэнергетике, — это система перекрестного субсидирования, которая складывалась годами и на оптовом, и на розничном рынке. Сегодня общий объем перекрестки превысил 420 млрд рублей, с тенденцией к росту. На оптовом рынке субсидирование идет между регионами, также субсидируются программы ДПМ (договоры о предоставлении мощности. — Ред.). На розничном рынке, в сетевом комплексе это субсидирование населения за счет всех остальных категорий потребителей и субсидирование льготного техприсоединения. Здесь объем превысил 220 млрд рублей, притом что целевой показатель составляет 50 млрд рублей.
Все это привело к росту тарифов на электроэнергию выше инфляции, негативно влияет на эффективность работы самой электроэнергетики, мешает развитию конкуренции в ней, сдерживает развитие экономики страны. В результате страдают все. Электроемкость ВВП уже превысила 4% с тенденцией к росту. К 2021 году она составит 4,6%. Для сравнения: в США этот показатель составляет 2,5%, в ЕС — 3,5%.
Дифференциация тарифов для магистрального комплекса позволит распределить нагрузку на всех промышленных потребителей, а не только на тех, кто находится на среднем и низком напряжении. По оценкам экспертов, это может дать до 6% снижения стоимости электроэнергии для потребителей, находящихся в распределенной сети. Ограничение льготного технологического присоединения и введение платы за резервирование избыточных мощностей позволит в общем снизить нагрузку и на промышленных, и на так называемых прочих потребителей — сельхозпроизводителей, бюджетные организации. Эти изменения в целом положительно скажутся на ситуации в отрасли, позволят остановить рост перекрестки.
Павел Завальный, председатель комитета по энергетике Госдумы