Не задирая нос. Странные и неожиданные гости фестиваля современного танца Open Look

Автор фото: Организаторы фестиваля
Перевалить за крупный юбилей и не забронзоветь — редкое и достойное уважения умение. Им, судя по программе, в полной мере обладает постюбилейный, XXI фестиваль Open Look. В полном соответствии со своим названием он демонстрирует широкие взгляды на современный танец и на мир в целом. В Петербург с душой нараспашку зовет очень разных гостей — странных и нежданных. Почти все они выступают на Новой сцене Александринского театра. Редкие вылазки в "Севкабель" и Планетарий № 1 — не случайность, а симптом: современный танец покидает свою башню из слоновой кости и становится востребован клубным и прочим шоу–бизом. Оставим в стороне звездных педагогов и сотни их учеников, босоногих танцоров со всей России, они и сами про свои планы на Open Look все знают. Пробежимся по фестивальному расписанию, предназначенному для простых смертных.
13 и 14 августа невероятный финский рокер–шоумен, аккордеонист–виртуоз Киммо Похьонен играет спектакль "Дыхание" с танцовщиком Терро Саариненом. Причем играет не только на аккордеоне. Мужская экзистенция подана в эффектном свете (буквально, за свет отвечает художник Микки Кунтту) — тут и драки (судя по трейлеру, аккордеоном по зубам — лишь один из боевых приемов лихого дуэта), и высокие драмы, и гимн мужской дружбе, и море рокерского пафоса с миллионом электропримочек.
Увы, об удивительном VR–опусе японки Юи Кавагучи MatchAtria в жанре "сердечно–чайной церемонии" с дополненной реальностью в очках и силиконовым трепещущим сердцем в руках зрителей писать уже незачем: билетов ни на один показ 13 и 14 августа больше нет. Пока что можно попасть на ее же моноспектакль аndropolaroid 1.1 (16 августа). Битва девушки в белом с алой свитшоткой посреди поля белых лампочек и в нервном ритме стробоскопов — яркое, хоть и не вполне ясное зрелище.
Автор: Open Look
Самое популистское (в почтенном, а не политическом смысле слова) высказывание фестиваля — фильм–отчет с танцовщицей на авансцене, который демонстрирует энтузиаст уличного танца Фуфуа Димобилите (13 и 14 августа). Это легкое и ненавязчивое страноведение, рассказ о том, "как это было" в акциях Dancewalk в Америке, Европе, Африке и в Петербурге.
14 августа ближе к ночи в "Севкабеле" состоится показ работы петербургского хореографа Ксении Михеевой "Неуместный человек". Пластические этюды о телесном взаимодействии (и невозможности или неуместности оного) вдохновлены "Дядей Ваней". Но в клубно–индустриальном пространстве о Чехове, скорее всего, придется забыть: па и пароксизмы танцовщиков более напоминают о житье–бытье современных клабберов.
15 и 16 августа Талия Паз, танцовщица Охада Нахарина, Матса Экка, педагог Batsheva dance company, выкладывает из всего своего богатейшего хореографического опыта пазл Am I — остроумный, местами попросту смешной, но вообще–то страшноватый шизофренический этюд, в котором балериной как "голоса" командуют обрывки произнесенных ею слов, фрагменты музыки, даже собственное дезориентированное тело. Особенно восхищают резчайшие, филигранные переходы от техники к технике и блестящая актерская подача.
15, 16 и 17 августа на фестивале марафон трех трупп из Южной Кореи. Одноактовки компаний SIGA и BORA и полноформатный балет Sok–do компании Modern Table разрабатывают крайне необычную пластику (тайно или явно связанную с традиционным корейским театром), сшивают национальный музыкальный колорит (сшибающий с ног, как музыка пришельцев) с глобалистским хип–хопом и мюзиклом. Завораживающие спектакли особенно полезны тем, кто от современного танца как будто бы уже устал.
17 августа наступает час Ч для материнской компании фестиваля Kannon Dance: она покажет постановку, созданную во время фестиваля под руководством знатного голландского хореографа Лиата Вайсборта. Танцовщики театра Пины Бауш Фабьен Приовиль и его жена Азуса Сеяма исполнят очаровательное эссе time for us, в котором они словно отвергают все свои хореографические навыки ради ясного высказывания на общечеловеческую тему "я хочу быть с тобой". Швейцарцы Лоранс Яди и Николя Кантийон, напротив, будут сотрясаться в жестоких конвульсиях в постановке "Сегодня". А увенчается день и весь фестиваль 3D–шоу I Dance 360 в Планетарии № 1. Пьер Жинер отвечает за проекции танцующих человечков на купол планетария, DJ Vidal — за легкое клубное техно. Премьера мультимедийной инсталляции состоялась на фестивале моды в Йере, и правильно: главное в ней, пожалуй, забавные костюмы виртуальных танцоров от Кристиана Лакруа и Иссэй Миякэ. Хореография Кристиана Риццо на последнем месте, что означает лишь одно: можно пускаться в пляс самому, не особенно задирая нос.