Недетские развлечения. Игровые автоматы меняют на батуты и тарзанки

Автор фото: Vostock-Photo
Автор фото: Vostock-Photo
Чтобы запустить парк аттракционов под открытым небом, требуется все больше средств. Дороговизна проектов препятствует их появлению: в Петербурге за несколько лет не запущено ни одного крупного парка развлечений, несмотря на рост популярности города у туристов и усилия властей.
Отдельно стоящих закрытых развлекательных центров в городе практически нет, за исключением океанариумов и аквапарков. Что касается игровых комплексов, входящих в состав ТК, то они превратились в активити–центры и требуют все больше места и, соответственно, средств. Поэтому в этом секторе работают только крупные сетевые игроки.
За минувшее полугодие Гостехнадзор Петербурга зарегистрировал 681 новый аттракцион, это вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Владельцы лишь меняют морально устаревшие игровые автоматы на детские развлекательные комплексы: батуты, надувные аттракционы и игровые городки, пояснил главный госинженер–инспектор Максим Васильев на встрече с вице–губернатором Олегом Марковым, сообщила его пресс–служба.
В дислокацию размещения аттракционного оборудования, по данным на 30 июня 2019 года, включено 1253 аттракциона. Из документа следует, что самые старые расположены в Зеленогорском парке культуры и отдыха: колесо обозрения "Солнышко" (1982 года выпуска), карусели "Колокольчик" (1987) и "Юнга" (1988). В числе самых новых — "Летающая машина" (2018), "Индейская река" (2018) и карусель с лошадками (2019) в Ленинградском зоопарке.

Строка дохода

Обновление парка зависит от его заработков. Среднему региональному открытому парку аттракционы приносят до 80% дохода, подсчитали в Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА). Есть раскрученные парки, они зарабатывают за счет сдачи площадок под фестивали и акции крупных брендов. Но все они находятся в Москве. Например, у Сокольников доход от аттракционов не превышает 10%, отмечают в ассоциации. В крытых центрах около 50% составляет доход от продажи входных билетов, и еще столько же — от заказов на детские дни рождения и услуг общепита.
"Диво Остров" считается одним из самых крупных парков аттракционов, действующих в России.
Парк ежедневно посещают от 6 тыс. до 12 тыс. человек. Средний чек на билет и еду в "Диво Острове" составляет 2600 рублей, аквапарке "Питерлэнд" — 1900 рублей, говорится в исследовании McKinsey, выполненном для комитета по инвестициям в 2018 году).
По версии пользователей сервиса TripAdvisor, в Петербурге также популярен акваклуб "Вода", Angry Birds Activity Park, веревочный Tree To Tree, скалодром Rock Town, аквапарки "Питерлэнд" и "Родео Драйв".
В 2018 году Смольный представил концепцию создания семи новых парков общей стоимостью около 20 млрд рублей. Но ни один из этих проектов не реализован.

Отдых вместо шопинга

В числе самых известных игроков парков аттракционов в составе ТРК — Joki Joya, "КидБург" и "ЛабиринтУм".
"В ТРЦ популярны самые разнообразные форматы, в том числе объединяющие образовательные функции с развлекательными, когда весело и с пользой проводят время и дети, и их родители", — говорит директор департамента торговой недвижимости Colliers International Ирина Царькова.
По ее оценке, событийный маркетинг также стал одним из самых эффективных инструментов привлечения аудитории. Его активно используют крупные общественные пространства, такие как Новая Голландия, "Севкабель Порт", а также в локальном масштабе — и торговые центры.
По данным JLL, в структуре арендаторов качественных ТЦ в городе на формат развлечений приходится 19,3% . Без учета кинотеатров — 11,1%. Эта цифра сокращается: годом ранее на формат развлечений приходилось 19,5%, а без учета кинотеатров — 12,8%.
При этом в структуре открытий за последний год сегмент отдыха и развлечений в торговых центрах занимает третье место (10%) после ретейлеров одежды и ресторанов. В структуре закрытий развлечения занимают второе место (доля 20%).
"Парки игровых автоматов давно ушли в прошлое, в общей массе на их место пришли современные форматы. Спрос на площади сильно различается: так, edutainment–парк заинтересован разместиться в ТЦ на площади от 3 тыс. м2, а игровые зоны, например, в формате батутов, — от 1 тыс. м2", — отмечает руководитель направления торговой недвижимости компании JLL в Петербурге Юлия Чернышева.
Однако в целом развлекательные концепции в ТРК сменяются другими сегментами: ресторанными или fashion, полагает она.
"Это происходит потому, что объем свободных площадей в ТЦ постепенно сокращается и операторы, которые не поддерживают высокие ставки аренды, вытесняются другими арендаторами", — резюмирует эксперт.