Потенциал не исчерпан. Уровень локализации производств иностранных марок недостаточно высокий

Автор фото: Сергей Ермохин

Уровень локализации автопроизводств иностранных марок в России недостаточно высокий по сравнению с Индией и Китаем.

В 2018 году рынок легковых автомобилей продолжил восстановление и показал рост. Драйвером его развития стали продажи иномарок российского производства. С 2019 года отрасль должна приступить к углублению локализации: после завершения действия соглашения о промышленной сборке автопроизводителям предлагается подписать специальный инвестиционный контракт.

Догнать Китай

В 2018–2019 годах завершилось действие соглашения о промышленной сборке для большинства автомобильных производителей.
Власти предложили концернам налоговые льготы и снижение импортных пошлин в обмен на новые инвестиции и дальнейшую локализацию производства (специальный инвестиционный контракт — СПИК).
Как уже писал "ДП", на данный момент все три автомобильных завода, работающих в Петербурге, — Hyundai, Nissan и Toyota — заключили СПИК с Минпромторгом РФ и Смольным. Отмечалось, что самые простые детали уже локализованы и необходимо углубить производство, перенести в страну в том числе часть центров разработок. На эту необходимость указывают и эксперты.
Россия теряет квалифицированные кадры, поскольку на автозаводах иностранных концернов ведется лишь сборка изделий, но не разработки новой продукции, говорится в аналитическом исследовании "АСМ–Холдинга" по итогам прошлого года. В нем также отмечается, что производственные мощности в стране загружены на 40–50% при совокупном потенциале более 3,6 млн штук в год. Кроме того, целевой показатель автопроизводителей в России (30% за 7 лет) уступает Китаю и Индии (75% за 3 года).
В свою очередь, автопроизводители указывают на имеющиеся сложности, которые препятствуют процессу локализации.
"До сих пор не решены вопросы, связанные со СПИК и механизмами распределения субсидий. В то же время специальный инвестиционный контракт для завода Hyundai Motor ("Хендэ Мотор") в Санкт–Петербурге предполагает активизацию работы в области локализации компонентов", — отмечает директор по внешним связям региональной штаб–квартиры Hyundai Motor (Россия и СНГ) Виктор Васильев.

Роста не ждут

Продажи новых легковых автомобилей в России в 2018 году увеличились на 13% по сравнению с прошлым годом и достигли 1,67 млн штук. При этом, по оценке PricewaterhouseCoopers (PwC), прирост иномарок российского производства оказался выше среднеотраслевого уровня и составил 15%. Более 60% всех продаж новых легковых автомобилей пришлось именно на этот сегмент. Доля импорта в совокупных продажах в 2018 году составила около 16%.
В 2019 году, по оптимистическому сценарию PwC, продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 0,5% и достигнуть 1,68 млн штук. В базовом прогнозе ожидается снижение продаж на уровне 2% (до 1,64 млн штук). Замедлить рост продаж могут сразу несколько факторов, в их числе — рост цен из–за повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%, увеличение волатильности рубля в случае новых санкций, повышение ставок утилизационного сбора.
"Сегодня цены на автомобили сохраняют тенденцию к росту, а программы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" теперь распространяются только на автомобили ценой до 1 млн рублей. Этих мер недостаточно, чтобы удержать рынок от снижения", — считает директор локации "Рольф Октябрьская" Максим Вирченко. По его оценке, переломить негативный тренд "может только запуск новых мер или повышение ценового лимита для автомобилей — участников действующих программ до 1,5–1,8 млн рублей".
Конкуренция между автодилерами возрастает, и ключевыми источниками прибыли остаются сервисное обслуживание и продажи автомобилей с пробегом, подчеркнул Максим Вирченко.

Локальная сборка в топе продаж

По данным агентства "Auto–Dealer–СПб", в первой половине 2019 года в Петербурге было продано 73,8 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 1% меньше, чем за аналогичный период 2018–го.
За этот период петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota выпустили 189,2 тыс. легковых автомобилей, что на 3% больше объема производства в городе за первые 6 месяцев прошлого года. Доля городского автопрома по отношению к общероссийскому объему производства автомобилей в январе–июне составила 24,1% (год назад — 23,8%), и на фоне общего снижения рынка этот результат выглядит успешным.
На данный момент автозаводы Петербурга выпускают девять моделей автомобилей, шесть из них входят в топ–25 самых популярных машин в России. Это Kia Rio (лидер среди иномарок), Hyundai Creta (самый популярный внедорожник), Hyundai Solaris, Toyota RAV4, Toyota Camry и Nissan Qashqai.
Лидером по количеству выпущенных автомобилей в городе остается Hyundai, его доля в общем объеме производства составляет 66%. В 2018 году завод установил абсолютный производственный рекорд: с конвейера сошло 246,5 тыс. машин.
В 2019 году предприятие продолжает работать на полную производственную мощность (в три смены 5 дней в неделю) и планирует выпустить более 240 тыс. автомобилей.