Мыловары по–дореволюционному. Фабрика мыла за пять шагов

Автор фото: "Душистые радости"
Наталья Бакушина (слева) и Марина Волкова развили хобби в бизнес с оборотом более 15 млн рублей в год. Самые популярные товары, которые они продают, — натуральное мыло и елочные игрушки из ваты «под старину».

Подруги–дизайнеры превратили увлечение мыловарением в бизнес с оборотом 3 млн рублей в месяц. Сегодня у них мануфактура и музей "Душистыя радости", а мыло по винтажным рецептам продается в ГУМе в Москве и в "Пассаже" в Петербурге.

Торговая точка в Петербурге стала третьей в бизнес–портфеле предпринимательниц. Они искали торговый дом с аристократическим имиджем и роскошными интерьерами в центре города, где есть поток туристов. "Наша продукция, как показывает опыт продаж в ГУМе, является прекрасным сувениром из России", — рассказывает одна из основательниц проекта Наталья Бакушина.
Сегодня мануфактура производит около 720 кусков мыла в день (то есть около 70 кг), а также мягкое мыло с различными добавками — например, с сахарным песком, молотой корицей, активированным углем и морской солью. В ассортименте также сюрпризные музыкальные коробки, броши, воротнички — всего более 300 наименований, все ручной работы и в старинном стиле XIX века.
Социальный бизнес–проект московские дизайнеры Марина Волкова и Наталья Бакушина запустили в 2012 году. Первоначально это было начинание из области культуры: предпринимательницы хотели создать в Коломне музей истории мыловарения и парфюмерии России. Но в итоге удалось построить действительно успешный бизнес.
Однажды подруги побывали в музее пастилы в Коломне и "просто заболели этим форматом", насколько им там понравилось, говорит Марина Волкова. На следующий год они привезли в музей в подарок собственное мыло с символом города. "Нас спросили: а можете сделать мыло в виде огурца? Мы сказали, что попробуем", — вспоминает Марина.
Таким мылом в XIX веке прославился французский парфюмер Генрих Брокар, который организовал в России выпуск мыла и духов. Продолговатое мыло "производило полную иллюзию настоящего огурца" и впечатляло покупателей необычностью формы и свежим ароматом. Вернуться к истокам предпринимательницам помог друг–судмедэксперт, который предложил сделать 3D–форму, залив огурец силиконом. "Так родились наши первые "огурцы", — говорит Марина.
В Справочной книжке Московской губернии за 1890 год, в перечне фабрик и заводов, расположенных в Коломне, был упомянут мыльный завод Григория Ивановича Суранова. Там трудились двое рабочих, а управлением мещанин занимался собственноручно. У него была и своя лавка, и в начале ХХ века ее годовой оборот составлял 4 тыс. рублей. За изучением архивов у подруг родилась идея варить натуральное мыло по рецептам дореволюционной России.
"Мы варим мыло с нуля: берем жиры или масла, омыливаем масло щелочью, как делали в XIX веке. Все берем из исторических первоисточников, в том числе сочетания и пропорции масел", — рассказывает Марина Волкова.
Предпринимательницы арендовали и отремонтировали помещение площадью 100 м2 на территории комбината "Текстильмаш" в Коломне. Начав производство, они познакомились с администрацией города и попросили помочь найти здание в аренду, где мог бы разместиться будущий музей. "Один из вариантов подошел идеально: здание располагается возле Пятницких ворот Коломенского кремля: здесь сто лет назад были торговые ряды. Правда, дом был руинирован в четвертой степени, через отсутствующие перекрытия и крышу просвечивало небо", — говорит Волкова.
Девушки согласились и отправились искать инвесторов. Поддержка нашлась в фонде региональных социальных программ "Наше будущее", где проект выиграл конкурс и получил беспроцентный заем 5 млн рублей.
К 2016 году реконструкцию первого этажа здания завершили, и на историческом месте снова открылась мыльная лавка. На второй этаж денег уже не было. Подруги пошли в фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, где оформили заем 2 млн рублей под 9% годовых. Они полностью отремонтировали здание и открыли музей в сентябре 2016 года.
"В производстве мы начали с мыла, и главным продуктом было оно. Но, изучая тему, мы поняли, что дореволюционные мыловары к праздникам всегда готовили что–то особенное: бонбоньерки с пробниками мыла, ватные елочные игрушки к Новому году, глицериновые яйца на Пасху и так далее", — рассказывает Марина Волкова. Так у предпринимательниц появилось второе направление производства — возрождение ватной елочной игрушки.
В составе проекта сегодня — музей площадью 150 м2, где собрана и представлена коллекция мыла, парфюмерии и предметов быта дореволюционной России. Продукция мануфактуры площадью 300 м2 связана с изучением этой эпохи.
Лавка работает в среднем и высоком ценовых сегментах, продавая более 300 наименований. Отделы в ГУМе и Пассаже занимают около 10 м2, в дальнейшем предпринимательницы планируют открыть собственные бутики по 50 м2 каждый. Всего в бизнесе трудится около 40 человек.
Средний оборот в месяц на каждую точку составляет 1,1 млн рублей, столько же приносят корпоративные заказы. У мануфактуры работает интернет–магазин, открытый дружественной компанией. Свой онлайн–канал они хотят открыть в ближайшее время. Общий объем инвестиций в проект подруги оценивают в 10 млн рублей, из них 2,5 млн рублей собственных средств. Четыре года предпринимательницы работали без зарплат, вкладывая средства в развитие проекта, после чего вышли на "точку безубыточности". "Маленький" заем они уже погасили, в планах — закрыть второй кредит весной следующего года. Срок окупаемости проекта ориентировочно составит 10 лет.
Мыловарение остается популярным хобби, но нечасто приносит большую прибыль. Продажи бизнесмены–одиночки обычно ведут через соцсети и сайты частных объявлений. Попутно — бизнес по продаже ингредиентов для мыла: основа, красители, добавки.
Натуральная косметика есть у многих промышленников, включая Lush и L'Occitane и российские Splat и Natura Siberika. Емкость российского рынка мыла оценивается примерно в 150 тыс. тонн.